РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Что должен уметь делать ребенок 3 лет


Что должен уметь ребенок в 3 года

Главная › Дети от 1 года до 7 лет

24.09.2018

В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Характерные возрастные особенности

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

  1. Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
  2. В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
  3. Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов. Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
  4. Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.

Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.

На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:

С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.

Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.

Читайте также:

Чем занять 3-летнего ребенка дома

Что подарить 3-летнему ребенку: идеи для девочек и мальчиков

Как подготовить ребенка к детскому саду

Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:

С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.

Так же для детей этого возраста свойственно:

Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:

Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:

Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.

Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

 Кризис трёх лет: неотъемлемый этап взросления

Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.

Читайте так же: Кризис 3 лет: советы родителям

Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.

Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:

  1. Отрицание ребёнком всего, чтобы ему не предлагали, даже вопреки собственным желаниям. Детский негативизм, как правило, направлен на одного из родителей.
  2. Непослушание, выражающееся в своеволии – ребёнок показывает, что не нуждается в посторонней помощи, делает всё сам, даже если не получается – одевается, готовит себе еду, пытается сам переходить дорогу во время прогулки.
  3. Упрямство, доходящее до абсурда – малыш не хочет убирать за собой игрушки, мыть свою тарелку, кушать кашу, и делает это демонстративно.
  4. Протест – ещё один симптом наступления кризисного этапа. Дети не желают соблюдать элементарные правила, их невозможно уложить спать или покормить. Обычные слова ребёнка «не буду», «не хочу». В большинстве случаев, развязка, повторяющаяся до 20 раз в день – плач, крики, буйная истерика.
  5. Дети становятся крайне строптивыми в отношении всего, что их окружает – вещей, людей, правил распорядка дня. Им не нравится буквально всё.
  6. Настырность и деспотизм, когда карапуз требует выполнения своего желания и ведёт себя с родителями агрессивно – он может кричать, топать ногами, даже ударить маму.
  7. Другое проявление – обесценивание близких людей, выражается это в грубых и жестоких словах, обзывательствах по отношению к членам семьи. При этом малыш ломает, рвёт и топчет любимые ещё вчера игрушки, книги, одежду.

Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.

Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:

В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.

Развитие ребенка в 3 года: видео

Используя знание того, что должен уметь ребенок в 3 года, родители имеют возможность стимулировать и регулировать развитие своего крохи, грамотно выбирая для него игрушки и обучающие игры. Результаты умственной, физической и творческой деятельности будут более значительными, если они проявят мудрость, и будут доверять действиям малыша и уважать его мнение.

Что должен уметь ребенок в 3 года Ссылка на основную публикацию

7ya-mama.ru

Развитие детей в возрасте 3 лет. Что должен уметь делать ребенок в три года? | Развитие ребенка

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на горшок, застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до 2-х лет. К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Что должен уметь ребенок в 3 года? Навыки и проблемы развития

Развитие детей важна тема для каждого родителя. Особенно, когда за малышом нужен глаз да глаз. Такой период захватывает обычно от 0 до 6 лет, затем школа приучает детей к относительной самостоятельности и ребенку можно доверить более сложные задания, чем раньше. Да и навыков у него больше.

Однако в период пристального наблюдение — самым сложным годом становится третий. Именно в этом возрасте у детей начинают появляться признаки отсталого развития, выявляются какие-либо проблемы, проявляется понимание окружающего мира более подробно и воображение набирает осмысленный скачок вверх. Поэтому у родителей тут же появляется вопрос: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года?

Содержание:

Важным моментом является то, что развитие детей сугубо индивидуально. Поэтому, если что-то развивается быстро, а что-то не очень, панику включать не надо. Общепринятые нормы не самый главный показатель, на них лишь можно опираться при объективном анализе умений крохи. Т.е. если малыш в отличие от сверстников говорит чуть меньше, это может быть застенчивость или же характер крохи, а может он просто пока не выучил эти слова. А вот если он не говорит совсем, стоит встретиться с психологом. Но точно не включать паникершу.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Навык речи

В вопросе: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года первым фактором является речевое развитие. В возрасте трех лет речь малыша начинает активно изменяться. В запасе у крохи появляются целые сложные предложения, он уже умеет склонять по падежам. Навык общения растет, а с ним и эмоции приобретают новые красочные оттенки. И стоит быть готовыми к бесконечным «почему»?

Дети в три года максимально любопытны. В принципе, как и раннее, но только усиливается это речевым навыком и осознанием того, на что получен будет ответ.

Навык речи в три года:
  1. Умение четко произносить имя и фамилию свою и родителей;
  2. Словарный запас до 1500 слов;
  3. Выражение своих мыслей через речь, а не звуки;
  4. Увеличение длины предложений;
  5. Обобщение в группы знакомые предметы;
  6. Возможность выучить четверостишие и песенки;
  7. Понимание ошибок в речи других детей.

Совет родителям: несмотря на такой большой шаг в развитии, обязательно продолжайте развивать речевой аппарат, так как могут быть проблемы с отдельными буквами (р,ч,щ,с). Читайте сказки на ночь, пойте вместе песни, проговаривайте все четко и понятно. Используйте вопросы в общении, это только ускорит процесс освоения речевого навыка.

Развитие мышления и анализ своих действий

Еще одним важным в пунктом в ответе на вопрос: что должен уметь и знать ребенок в 3 года, будет развитие мышления. В этот период кроха учится выявлять причинно-следственные связи и уже знает некоторые определения предметов. Для малыша не составит труда назвать формы, цвета, животных, действий, эмоций и другое, при этом все предметы будут названы своими именами.

Любопытство начинает зашкаливать и просыпается «великий исследователь», малышу хочется знать все и сразу. Тут уже в помощь пойдут энциклопедии и развивающие игры, дающие ответы на вопрос.

Основные навыки мышления в три года:
  1. Малыш сам может составить логическую связь на простые вещи и действия;
  2. Знает семь цветов спектра;
  3. Знает, как собираются матрешки, мисочки;
  4. Знает, как найти отличия в картинках;
  5. Умеет на ощупь определить форму фигуры;
  6. Знает размеры предметов и их текстуру (мягкий, твердый);
  7. До трех предметов может проконтролировать в поле зрения;
  8. Уже знает некоторые стихи и песенки;
  9. Помнит события, которые произошли более двух дней назад;
  10. Может с легкостью собрать несложный пазл, башню из кубиков, пирамиду;
  11. Считает до 5;
  12. Может рисовать и разукрашивать, выходя за линии и не соблюдая цветовой порядок.

Совет родителям: в этом возрасте стоит сделать акцент на творческом начале, внимательно наблюдайте за тем, что ребенок делает с удовольствием. Может пора отдавать его на какие-то кружки или заниматься с ним дома? На танцы берут часто от трех лет и более, как и на вокальные занятия. Поддерживайте желания малыша что-либо делать. Совместная лепка из пластилина, прогулки и творческие занятия ускоряют развитие.

Навык быта

В три года в детях просыпается неподдельное желание сделать все самим. В них вселяется невероятная самостоятельность и независимость. Конечно, без объятий мамы им все еще трудно будет провести целый день, но постоянная опека и помощь уже не требуется.

Основные навыки быта:
  1. Малыш знает как надо одеваться и может это сделать самостоятельно;
  2. Обувь на замке и лепучке не составляет труда, сложнее со шнурками;
  3. Пуговицы больше не кажутся чем-то сложным ребенку;
  4. Малыш хорошо понимает необходимость чистить зубы, купаться и мыть руки после прогулки, перед едой. Может делать это сам.
  5. Ест уже самостоятельно за столом, не выплескивая все из тарелки;
  6. Часто слышно «Я сам» «Я не буду» — этот период называют «кризисом трех лет», так как ребенку хочется быть независимым. Выражаться это может у всех по-разному, кто-то очень негативно реагирует на возражения родителей, кто-то более спокойно. Однако спустя время это проходит и ничего страшного в этом нет.

Совет родителям: не торопите ребенка в его достижениях, а поддерживайте. Давайте ему возможность ошибаться и не пугаться своих промахов.

Физическое развитие

В этом возрасте появляется необходимость в физической активности. Так как кроха будет осень непоседлив и ему будет сложно усидеть на месте. Поэтому если ребенок любитель побегать и попрыгать, ругать его нельзя, наоборот активность в неопасном ключе необходимо поддерживать.

В три года ребенок:
  1. Знает игры с мячом, умеет им пользоваться;
  2. Умеет спускаться и подниматься по лестнице;
  3. Активность проявляется через прыжки и бег;
  4. Играя, может сопровождать все словами;
  5. Выполняет правила в подвижных играх;
  6. Умеет кататься на трехколесном велосипеде;
  7. Уверенно стоит, ходит, поворачивается. Может стоять на одной ноге.

Совет родителям: гуляйте с трехлеткой побольше, ему может не хватать свежего воздуха и активности в стенах дома. Если до трех лет малыш не научился плавать и не знаком с бассейном — время пришло. Чем больше кроха активничает в три года, тем здоровее будет он потом.

Социальный навык

Для трехлетки общение необходимо. И оно не должно ограничиваться мамой, папой и бабушками, дедушками. Нужно давать малышу общаться со сверстниками на площадке, так как в этот период происходит адаптация в социуме. Проявляются первые признаки осознанного характера, а значит и происходит формирование личности.

Ребенок в три года:
  1. Понимает где его вещи, а где чужие;
  2. Подражает самым близким;
  3. Тянется к знакомствам и общению;
  4. Проявляет чувство гордости за себя или родителей;
  5. Проявляет инициативу;
  6. Ждет похвалу;
  7. Переживает, если его начинают ругать;
  8. Знает кто чужой, а кто близкий;
  9. Выражает эмоции уже более осознанно;
  10. Фантазия бьет ключом и ребенок может много выдумывать.

Совет родителям: если ребенок проявляет стеснение к сверстникам, поможет поощрение знакомств и небольшая помощь. В этом момент может проявиться застенчивость, которая будет мешать жизни в социуме в будущем. Ребенок знает как получить то, что ему нужно, поэтому не исключены осознанные манипуляции через «хочу, купи». Если кажется, что малыш отдаляется, панику стоит отключить. Теперь кроха начинает осознавать, что он личность, а не целое с мамой и общение с детьми куда более необходимо.

Проблемы, которые могут испугать

Когда родитель задается вопросом, что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года? Появляется и вопрос — а нормально ли это? Он и раньше присутствовал, особенно если родителями пара стала впервые. Но к трем годам усиливается тем, что социум вскрывает в ребенке все проблемы, которые сидели внутри. И это в положительном ключе, ведь тревожные сигналы были и раньше, а то, как ребенок стал вести себя на людях лишь показывают маме больший спектр возможных проблем.

В этом случае стоит вспомнить про индивидуальное развитие и то, что дети необязательно будут уметь все то, что было описано. Но есть параметры, которые все же показывают возможность задержки развития. это не повод для паники, а сигнал, что стоит посетить врача.

Что является тревожным сигналом для трехлетки:
  1. Ребенок плохо разговаривает, и это не в силу незнания слов. Он мямлит себе под нос, бесконечно тараторит, что и слова не разобрать, съедает половину слова;
  2. Слюноотделение выше нормы. Малыш в три года уже достаточно большой, чтобы контролировать этот процесс;
  3. Сходить самостоятельно в туалет для него проблема;
  4. Одеться и покушать без помощи вызывают трудности и истерику;
  5. Игры не делают ребенка активным, он скован каждый раз, его движения вялые настолько, что даже мячик бросить сложно;
  6. Башенка из кубиков кажется чем-то непосильным;
  7. Ребенок не умеет составлять логические цепочки, а определения окружающего мира для него что-то неизвестное;
  8. Кроха вечно тянется за мамой или кем-то из родственников, не может оставаться один, даже на пять минут;
  9. Не хочет или очень сильно стесняется других детей;
  10. Повышенное количество истерик (ежедневное), паника, страхи и слезы не есть хорошо;
  11. Ребенок не узнает близких и не может сказать свое имя, фамилию и имена родителей.

Конечно, если в списке вы нашли то, что характеризует поведение вашего ребенка, поднимать панику нельзя. Это не значит, что малыш отстает. Некоторые дети не развиваются так быстро, как другие долго, а потом за пару недель догоняют и даже перегоняют в развитии сверстников. Однако врача стоит посетить, сейчас можно с помощью терапии скорректировать все, что угодно у ребенка. Но это не значит, что можно откладывать поход к педиатру на потом.

Помните, что внимание к ребенку в этом возрасте залог правильного развития. Не идите в след за стандартами, помните, что каждый развивается по своему.

imom.me

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

Развитие детей в дошкольном детстве отличается большей интенсивностью, чем в любой другой период. Не только каждый год, но и каждый месяц приносит свои достижения. Достаточны ли они? Большинство родителей соотносит продвижение своего малыша с определенными нормами. Актуален вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года, поскольку этот возраст является переходным от младенчества к дошкольному. 

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Трехлетний возраст заявляет о себе тем, что малыш открывает собственную самостоятельность. С этого знаменательного момента начинает звучать «Я сам!» как в подходящих ситуациях, так и не к месту.

Психологи называют данный период становлением системы самосознания и определяют как кризис 3-х лет.

Ребенок после 3 лет понимает, когда активные действия исходят от него, а когда к ним подталкивает взрослый. И если игнорируется его самостоятельность, бурно реагирует упрямством, строптивостью, протестами. При внимательном отношении родителей к потребности детской самореализации проблема негативизма и строптивости сглаживается.

Продвижение в познавательном развитии

Дети к трем годам накапливают опыт действий с предметами и усваивают сенсорные эталоны — цвет, форму, величину.

Восприятие продолжает выполнять главную познавательную функцию, к тому же появляется его осмысленность. Малыш уже не станет проталкивать в отверстие несоразмерный по величине предмет. Он сначала визуально приценится к размерам, а потом справится с задачей с первой попытки.

Повышается устойчивость внимания. Ребенок 3-х лет может заниматься одной и той игрой или проявлять интерес к игрушке на протяжении получаса. Это существенное достижение по сравнению с более ранним возрастом.

Что касается развития памяти, то в с 3 до 4 лет запоминание работает хаотично. Яркие и красочные внешне, а так же другие впечатляющие образы прочно запоминаются, даже если они второстепенные. Чтобы запомнились существенные детали, на них специально нужно обратить внимание ребенка. Также на помощь приходит речь. Называя предмет или его характеристику, младший дошкольник больше сосредотачивается, что помогает информации найти свое место в детской памяти.

Активно развивается наглядно-действенное мышление. Занимаясь предметной деятельностью – составляя пирамидки, складывая кубики, причесывая куклу, катая машинку и пр. – ребенок открывает все больше свойств предметов и осмысливает связи между ними.

Развитие практических действий и мыслительного процесса тесно переплетено. Метод проб помогает малышу сравнивать, анализировать и делать определенные выводы.

Важнейший познавательный процесс воображение, который будет развивать творческие способности дошкольника на протяжении нескольких лет, в 3 года еще только начинает формироваться. Для такого малыша существует единая реальность. По этой причине дети могут испугаться Деда Мороза, испытывают страх темноты или боятся отрицательных сказочных персонажей.

Развитие речи детей 3-4 лет

Речевой аппарат в 3 года также находится на стадии формирования. Поэтому дети говорят на своем особенном языке, сильно смягчая звучание, не выговаривая многих звуков и пропуская слоги.

К 3-м годам ребенок знает около 1500 слов, в его высказываниях встречаются все части речи. Ко многим словам приставляются уменьшительные суффиксы. Может употреблять обобщающие слова (чашки, игрушки), подразумевая знакомые ему предметы, а не класс.

Речь от 3 до 4 лет исключительно ситуативна. Дети проговаривают короткими предложениями то, что связано с определенной ситуацией. При этом активно используют указательные наречия «там», «туда» и пр.

Двигательное развитие

Важно не только умственное, но и двигательное развитие детей. В младшем дошкольном возрасте интенсивно формируется произвольность движений. Дети уже способны не только к подражательным действиям, но и самостоятельным.

Самостоятельные можно разделить на два типа – исполнение того, на что направляют взрослые, и проявление собственной инициативы.

Ребенок осваивает движения в два приема: сначала подражает, потом пробует самостоятельно. Увидев, как мама завязывает себе шарфик, девочка кое-как наматывает подобный аксессуар на себя. Потом начинаются эксперименты с куклами, мишками, которых непременно нужно приукрасить шарфиками.

Подобным образом дети обучаются физическим и танцевальным упражнениям. 3-х летний малыш воспроизводит последовательность до пяти движений.

Что должны уметь дети в 3 года

Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.

Познавательные умения

  1. Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
  2. Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
  3. Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
  4. Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.
  5. Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
  6. Называет предметы и выделяет их основные части.
  7. Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.

Как оценить достижения в развитии внимания и памяти

Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.

Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.

Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.

Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.

Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.

Речевой уровень

Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:

Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.

Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».

Уровень развития моторики

Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Научаются ездить на трехколесном велосипеде.

В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног.

Также умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.

Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.

alldoshkol.ru


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ