РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Для чего нужны прививки


Колоть или не колоть: Зачем нужны прививки и когда их делать

В каждой стране календарь вакцинации составляется в зависимости от финансовых возможностей государства и от риска встретиться с возбудителями предотвратимых заболеваний. В России все прививки, включённые в Национальный календарь, можно получить бесплатно. Однако по сравнению с другими странами календарь у нас усечённый. К счастью, вакцины, которыми нельзя привиться за счёт государства, в основном зарегистрированы, то есть ими можно воспользоваться за свой счёт.

В отличие от обязательных календарей многих западных стран в нашем нет прививок от менингококковой инфекции, гепатита А, ветряной оспы, вируса папилломы человека и ротавирусной инфекции. Последняя, по словам Николая Смирнова, крайне важна для детей первых месяцев жизни. Частый жидкий стул, рвота приводят к очень быстрой дегидратации и высокой смертности у детей первого года жизни. Если вы хотите защитить своего ребёнка по максимуму, то можно ориентироваться на американский или европейский календари (хотя там обычно нет БЦЖ) и приготовиться к тратам.

Компоненты вакцин составляют лишь малую часть от тех вирусов и бактерий, с которыми приходится сталкиваться детям, даже просто находясь дома. То есть ни о какой перегрузке иммунной системы при вакцинации речи не идёт. Но почему тогда нельзя сделать все прививки за один раз? Доктор Смирнов объясняет, что прививка от ветряной оспы делается с 12 месяцев, потому что до этого у детей не формируется стойкого иммунного ответа. От коклюша, дифтерии и столбняка делают на первом году жизни (первые три дозы: в 2, 3, 4 месяца), чтобы к тому возрасту, когда ребёнок пойдёт, он был защищён. При этом коклюш наиболее тяжело протекает на первом году жизни. Однако если вакцинировать от этих заболеваний сразу после рождения, то не будет создано достаточной иммунной защиты. Гепатит B делают в первые сутки жизни, потому что для маленьких детей гепатит опаснее и неизвестно, какое окружение ждёт ребёнка дома.

Но если к педиатру приходит подросток, который, не имея противопоказаний, не прививался и сейчас собирается, то можно делать сразу много прививок. Обычно в западных календарях отдельно указывается, вакцинацию от каких заболеваний ещё имеет смысл провести. Прививки можно делать сразу в несколько мест, доступных для внутримышечного или подкожного введения, говорит доктор Смирнов. Например, коклюш/дифтерия/столбняк/полиомиелит и гепатит B — в две руки, и корь/краснуха/паротит подкожно в любое доступное для подкожного введения место. В дальнейшем важно соблюдать интервалы между последующими прививками.

Во многих западных странах отказались от живых полиомиелитных вакцин (они закапываются в рот) и стали использовать инактивированные (убитые), которые вводятся с помощью инъекции. При использовании живой полиомиелитной вакцины существует минимальный риск развития так называемого вакцин-ассоциированного полиомиелита. Но при этом, говорит Николай Смирнов, считается, что она создаёт более прочный, более надёжный иммунитет. И общий подход сейчас такой: в цивилизованном мире должна использоваться только инактивированная вакцина. В странах, где риски столкнуться с полиомиелитом выше, также используется живая вакцина, причём с первых месяцев жизни. Компромиссный вариант: одну из ревакцинаций провести живой полиомиелитной вакциной. Тогда уже есть иммунитет, и риски заболеть вакцин-ассоциированным полиомиелитом вообще отсутствуют.

Если следовать календарю, то к 14 годам основные прививки закончатся. До 18 лет нужна будет только ежегодная прививка от гриппа. И ещё, конечно, вакцинация, если живёшь на территории (или собираешься туда съездить), где распространён клещевой энцефалит, туляремия и так далее. При визите в некоторые страны (особенно Африки и Азии) также нужна дополнительная вакцинация.

www.wonderzine.com

Зачем нужны прививки?

Всего просмотров: 525Просмотров за сутки: 0

Для того, чтобы понять, зачем нужны прививки, нужно иметь представление о том, как наш организм защищает себя от болезней. У каждого человека есть защитная система от вирусов, бактерий, микробов, которая называется иммунной. И вот, одно из свойств иммунной системы — своего рода самообучение на распознавание угроз. Если человек переболел какой-либо инфекцией, то защитные клетки нашего организма запоминают «обидчика» и при его вторжении в следующий раз дают хороший отпор, подобно супергероям боевиков — настолько хороший, что человек не заболевает или же переносит даже самые тяжелые заболевания в легкой форме.

Именно на этом свойстве нашей иммунной системы и основана вакцинация. Прививки нужны, чтобы обучить организм сражаться с тем или иным заболеванием. Во время прививки человеку вводятся вирусы, бактерии, вызывающие те или иные болезни. Звучит страшно, не правда ли? Однако, ничего страшного и опасного в этом нет — в действительности, вводятся микроорганизмы, специально ослабленные, уже не способные заставить человека заболеть на полную катушку. И, что интересно, этих ослабленных бактерий достаточно, чтобы организм «научился» бороться и с полноценной версией вируса, бактерии. Благодаря вакцинации человечество к 21 веку забыло множество страшных заболеваний, которые уносили и калечили во время эпидемий многие тысячи и миллионы жизней — чуму, оспу, холеру, полиомиелит и многие другие.

Однако, эффективность такой памяти наших клеток со временем снижается, поэтому необходимо время от времени проводить повторную вакцинацию. Также современная медицина позволяет вводить не микроорганизмы, а уже готовые антитела — защитные клетки, у которых уже есть память на те или иные заболевания.

Кто и зачем придумал прививки?

Кажется, что делать прививки — это современная практика, однако, это не так. Наиболее древние источники о практике, схожей с современными прививками, относятся к Индии и Китаю X века. Именно тогда зародились первые методики борьбы с оспой.

Больной оспой ребенок

В Европе первые попытки прививать от оспы приходятся на начало XVIII века — греческие врачи практиковали лечение оспы при помощи прививания болезни от зараженных людей здоровым в Константинополе. Оттуда эта практика попала в Англию благодаря жене английского посла в Османской империи, английской писательнице и путешественнице Леди Мэри Уортли-Монтегю (англ. Mary Wortley Montagu, годы жизни 1689-1762).

Леди Мэри Уортли-Монтегю (англ. Mary Wortley Montagu, годы жизни 1689-1762)

Уже тогда, в XVIII веке было замечено, что люди, которые пострадали от вируса коровьей оспы, впоследствии не заболевали натуральной оспой. Известно несколько человек, которые прививали себе и своим детям вирус коровьей оспы — фермер Бенджамин Джести (Англия) в 1774 году, Питер Плетт (Германия) — в 1791 году.

Бенджамин Джести

И все же, прививки в современном понимании придумал английский врач Эдвард Энтони Дженнер (англ. Edward Anthony Jenner; годы жизни 1749-1823).

Эдвард Энтони Дженнер (англ. Edward Anthony Jenner; годы жизни 1749-1823)

14 мая 1796 года Эдвард Дженнер привил 8-летнего сына своего садовника. Привив ему коровью оспу, он доказал, что человек таким образом становится невосприимчивым к человеческой форме оспы, так называемой натуральной (или черной) оспе. Убедительным доказательством послужили несколько десятков безуспешных попыток заразить мальчика оспой.

Дженнер знал, что коровья оспа для людей не опасна, вызывая лишь появление небольшого числа пузырьков на руках. Его внимание привлек тот факт, что переболев оспой, такие люди уже никогда не болели натуральной оспой, даже в разгар эпидемий. Сам Дженнер был в детстве привит от оспы — опыт тогдашней медицины позволял сделать догадку, что каким-то образом после перенесенной болезни у человека появляется защита от болезни. Однако, это все, что было известно тогда — прививали от оспы, передавая зараженный материал от человека к человеку, т.е. заражали натуральной оспой, той самой, которая губительна для людей. Дженнер был привит именно такой формой оспы. Ему повезло — нередко прививаемые заболевали тяжелой формой оспы, которая обезображивала человека, а часть, хоть и небольшая, погибала. Именно Дженнеру пришла мысль прививать человеку коровью оспу. Другая заслуга Дженнера еще и в том, что он не просто успешно смог осуществить свой замысел и проверить теорию, но и описать это в научной работе (1798 год) — брошюре, в которой отразился опыт его 25-летних исследований и которую он издал за свой счет.

Несмотря на осторожную реакцию научного общества того времени, открытие Дженнера медленно, но верно пробивало себе путь. Впоследствии Эдвард Дженнер стал почетным гражданином Лондона, Лондонское медицинское общество вручило ему большую золотую медаль. Он стал главой созданного в начале 19 века Институт оспопрививания (ныне — Дженнеровский институт).

Кстати, именно благодаря исследованиям Дженнера и появилось слово вакцина. Слово «вакцина» происходит от латинского «vacca» — что означает «корова», а «vaccina» — соответственно «коровья». И хотя все последующие вакцины создавались уже для иных болезней, различными способами, слово за методом лечения людей путем привития им тех или иных форм микроорганизмов, закрепилось.

Вот такая история у современных прививок. Можно сказать, что благодаря борьбе с оспой, коровам и наблюдательности пытливых человеческих умов нам удалось победить многие болезни прошлого.

Стоит ли отказываться от прививок?

В европейских странах движение против прививок появилось еще в начале XIX века — сразу же с внедрением общеобязательной вакцинации. В основе движения лежали не какие-то особенно научные предпосылки, а обычный человеческий страх перед новым, непонятным, особенно, если человек не образован.

Нашему поколению не очевидно, зачем нужны прививки, отсутствие тяжелых заболеваний в обществе настолько обыденно, что кажется — и без прививок можно обойтись. А некоторые идут дальше и возлагают ответственность за те или иные заболевания современности именно на вакцинацию.

Масла в огонь подливают медики и ученые, которые увлекшись ненаучными теориями, делают безответственные и лишенные доказательной базы высказывания. Например, в 1998 году британский гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд (Andrew Jeremy Wakefield, год рождения — 1957) заявил (а он провел при этом целое «исследование»), что вакцинация приводит к аутизму. Ученые, медики ведущих стран мира — в США, Финляндии, Дании, Японии, Австралии — на протяжении почти 12 лет проводили исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть заявление британского врача. Подтверждений так найти и не удалось, более того, вакцинация не приводила к развитию аутизма даже у детей, предрасположенных к этому.

Эндрю Вейкфилд (Andrew Jeremy Wakefield)

В России движение против прививок стало популярно на закате советской эпохи. Лидеры антипрививочного движения публиковали статьи в массовых советских газетах, транслируя свои ненаучные и опасные идеи на многомиллионную аудиторию. Следствием стали вспышки болезней, давно забытых в Советском Союзе и во всем мире, например, дифтерии.

Главный аргумент сторонников теории вредности прививок — это то, что вакцинация разрушает иммунитет. Однако, реальность говорит об ином. Нарушения в работе иммунной системы должны сопровождаться тяжелыми заболеваниями, не поддающимися лечению, требующими постоянных госпитализаций. Говоря простым языком, если бы вакцины наносили урон иммунной системе, то люди бы после вакцинации попадали в больницу, причем поголовно, а впоследствии — просто не вылазили бы оттуда. Однако, такого не происходит. Кроме того, ученым пока неизвестен механизм разрушения иммунитета с помощью вакцин. Как мы уже выяснили, происходит на самом деле с точностью до наоборот — вакцина делает нашу иммунную систему «умнее», совершеннее, научая ее бороться с болезнями.

Вся история вакцинации показывает ее необходимость, полезность. Даже в начале 20 века люди еще могли погибать от оспы, кори, дифтерии, а в течение столетия человечество практически забыло об этих заболеваниях, они уже считаются не такими серьезными, как болезни современности, например, ВИЧ-инфекция, гепатит С. Однако, возможно, когда-нибудь найдут вакцины и для лечения ВИЧ-инфекции, гепатита C, цитомегаловирусной инфекции, малярии и других заболеваний — наука не стоит на месте.

Более того, вакцина защищает и окружающих, а не только привитых — срабатывает коллективный иммунитет: когда привито 80-90 % населения, в большинстве случаев опасными вирусными и бактериальными инфекциями не заболевают даже непривитые люди.

Поэтому, сто раз подумайте, если вам говорят или вы где-то прочитали, что прививки — это зло, они уничтожают иммунитет и тому подобную лабуду. На кону здоровье — ваше или ваших близких, детей. Когда их скрючит от последствий полиомиелита или они будут на грани гибели от какой-нибудь давно побежденной в мире инфекции — вам будет уже все равно на аргументы горе-медиков, которые пишут антипрививочные трактаты. Будьте благоразумны и прививайтесь вовремя!

Оцените прочитанное:   (19 оценок, среднее: 3,47 из 5) Загрузка...

daju-spravku.ru

Прививки детям. Для чего нужны вакцины

В статье подробно объясняется, что такое вакцинация, с какой целью ее проводят, какие бывают виды прививок, из чего делают такие препараты и для чего они необходимы, а также перечислены возможные осложнения после прививок. Мы расскажем о том, на что обратить внимание, если решение в пользу вакцинации принято. Статья также объясняет, как развивается иммунитет у детей и от каких факторов он зависит.

Поскольку вопрос вакцинации активно обсуждается в СМИ и на ТВ и вызывает множество споров, мы в наших материалах знакомим читателей со всеми точками зрения – от мнений педиатров и специалистов от официальной медицины до категорических противников вакцинации.

Введение вакцины. Что это?

Прививка или вакцинация – это введение в организм антигена болезнетворных микроорганизмов.

Данная субстанция изготавливается в виде специального адаптированного материала и предназначена для  приобретения иммунитета к определенному заболеванию.

Справка. Устойчивость или резистентность организма человека – это приобретение им невосприимчивости к возбудителям инфекционных болезней.

Принято считать, что при попадании в организм антигенного материала активизируется процесс выработки своих антител, которые обеспечивают устойчивость к определенному возбудителю болезни.

Для чего нужна вакцинация?

В настоящее время вакцинацию проводят:

  1. В целях профилактики (вакцинопрофилактические меры).
  2. С терапевтической, то есть, лечебной целью (вакцинотерапия).

Из чего готовят вакцины?

Живые ослабленные патогенные микроорганизмы (бактериальные).

Официальная медицина считает этот материал наиболее эффективным, называются цифры (средние данные – не менее чем на 10–15%), в сравнении с вакцинами, изготовленными из неживых микробов (инактивированные, то есть убитые бактерии и вирусы).

Свойства и плюсы вакцин из живых микроорганизмов

Справка. Напряженный иммунитет – понятие, которое  характеризуется уровнем специфической невосприимчивости, действующей в организме по отношению к данному возбудителю болезнетворной инфекции. Качественные показатели оцениваются по специфической иммунологической реакции (например, лабораторный анализ крови на определение специфических антител).

Такие вакцины:

Содержат измененные (с РНК) виды микробов (вакцинный штамм), которые утратили патогенные качества. При этом они обладают способностью попадать в организм и успешно там размножаться, в результате чего организм вырабатывает специфический иммунитет.

«Неживые, убитые» вакцины (инактивированные).  

Содержат инактивированные вирулентные штаммы бактерий и вирусов, включающих полный набор антигенов. С целью надежной инактивации при изготовлении вакцины нагревают, обрабатывают формалином (на что обращают внимание противники вакцинации), используют ацетон, спирт и другие химические вещества.

Задача – добиться обеспечения надежных инактивационных свойств и при этом минимально повредить структуру самих антигенов.

Вакцины химического происхождения.

Включают антигены, которые получены преимущественно химическими методами с выделением протективных специфических белков.

Как принято считать, именно от таких антигенов зависит надежный иммунитет. Производство сопровождается очисткой антигенов от балластных компонентов. Фармацевтические компании производят молекулярные вакцины с помощью химического синтеза или биосинтеза.

Анатоксины.

Изготавливаются из обработанных формалином экзотоксинов разнообразных болезнетворных микроорганизмов, не потерявших иммуногенных свойств и имеющих способность к образованию антител (антитоксины).

Делятся:

Монопрепараты  (моновакцина).

Ассоциированные лекарственные формы (одновременное проведение вакцинации, действенной в отношении нескольких видов инфекций, например, ди- и тривакцина).

Вакцины нового поколения.

Поскольку, как признают сами иммунологи, с помощью традиционных современных вакцин не удается успешно решить вопрос действенных профилактических мер против ряда болезней, потому остро стоит вопрос о новых видах препаратов для вакцинации.

Это заболевания, вызванные возбудителями, которые тяжело культивируются in vivo и in vitro или не культивируются вообще.

Справка. in vivo и in vitro – означает, дословно,  в живом организме и в пробирке.

Сейчас становится возможным получить так называемые антигенные детерминанты (другое название – отдельные эпитопы). Средства не обладают  в обособленном состоянии иммуногенностью. Например, благодаря генным технологиям, можно изготовить рекомбинантную векторную вакцину, которая будет включать живые культуры непатогенных микробов. В геном таких микроорганизмов встроена наследственная информация от других патогенных микробов.

В настоящее время уже получены дрожжевые вакцины (гепатит В), разработано новое средство против малярии, ведутся исследования по вакцинации от ВИЧ и т.д.

Вакцинация детям. Показания

Прививки бывают:

  1. Плановые.
  2. По показаниям (эпидемический фактор).

В разных странах используется свой календарь вакцинаций (профилактические прививки). Такой документ предписывает проведение плановых массовых вакцинаций населения, начиная с грудного возраста. В каждой стране существует закон, который обязывает или допускает право личного выбора  в этом вопросе.

Прививка ребенку. На что обратить внимание родителям?

  1. Условия хранения.
  2. Условия транспортировки.
  3. Уничтожение неиспользованных препаратов.

Родители обязаны поинтересоваться, соблюдались ли предписанные правила хранения и транспортировки вакцин.

Это – непременное условие, так как при нарушении температурных режимов при хранении и перевозке препаратов не просто снижается их эффективность, но и нередко происходит повышение реактогенных свойств.

Результат – высокий процент аллергической реакции немедленного типа и коллаптоидные реакции.

Аллергическая реакция на прививки у ребенка

Может развиться через несколько минут и до часа и даже через несколько суток.

Проявления:

Внимание! При повышенной чувствительности организма (например, к некоторым препаратам, включая антибиотики, а так же к яичному белку) вероятность развития любого вида аллергии на вакцину ККП (корь, краснуха, паротит), возрастает.

Если наблюдается непереносимость дрожжей, нельзя проводить вакцинацию соответствующей инъекцией (против гепатита В).

Аллергия в форме крапивницы. Симптомы:

Аллергия в форме крапивницы

Синдром Лайела. Симптомы:

Развивается на протяжении трех суток после вакцинации.

Сывороточная болезнь. Симптомы:

Может развиться через  четырнадцать-двадцать один день.

Осложнения сывороточной болезни:

Анафилактический шок. Симптомы:

Развивается  либо сразу, либо на протяжении в течение трех-четырех часов и является крайне опасным состоянием, угрожающим жизни. В таких случаях необходима экстренная  противошоковая терапия.

Прививки. Рекомендации родителям

Необходимо внимательно наблюдать за ребенком после проведения вакцинации, особенно первые 30-60 минут. Прививки следует проводить только в медицинском учреждении, где при необходимости могут оказать квалифицированную помощь. Процедурные кабинеты оснащены аптечками с противошоковыми препаратами.

Манту. Какая может быть реакция?

Аллергия на Манту возникает при непереносимости туберкулина. Специалисты считают реакцию на инъекцию туберкулина одной из специфических форм аллергии, так как туберкулин – это аллерген, а не антиген.

Внимание! Мы хотим отметить тот факт, что взаимодействие активно применяемого в течение многих лет туберкулина и иммунной системы человека не изучено в полной мере.

Пробы Манту. От каких факторов зависит реакция организма?

Оказать влияние может:

Внимание! Нарушение условий транспортировки и хранения туберкулина могут оказать существенный результат на результат пробы.

Поскольку требуется соблюдение специальных систем («холодовая цепь»), которая представляет собой бесперебойно функционирующую цепочку с обеспечением оптимальных температур на всех этапах без исключения, вопрос соблюдения таких условий всегда и везде представляется сомнительным.

Обращаем внимание на то, что «холодовая цепь» с температурным режимом от 2 до 8 градусов должна функционировать, начиная от производителя и до конечной точки – процедурного кабинета.

Уничтожение неиспользованных вакцин

Все, что содержит неиспользованные остатки вакцин (ампулы и емкости), а также все инструменты надлежит кипятить в течение часа и специально обрабатывать 3-5% раствором хлорамина 60 минут, 6% перекисью водорода один час, или автоклавировать.

Неиспользованная по каким-то причинам вакцина, а также препараты с истекшим сроком годности направляются на уничтожение (центры Госсанэпиднадзора).

Внимание, родители! Медик, который проводит вакцинацию, обязан:

Внимание! Нельзя использовать вакцины при отсутствии этикеток, с просроченным сроком годности, нарушении герметичности, любом изменении внешнего вида (цвет, наличие хлопьев, посторонние включения и т.д.)!  

Попадание в организм болезнетворной инфекции. Что происходит при этом? Объясняет врач-иммунолог

Болезнетворный микроорганизм принято считать агрессивным по отношению к человеку агентом. Попадая из внешней среды, например, через слизистые оболочки носоглотки, микробы повреждают сами клетки слизистых оболочек, а затем начинают активно выделять продукты своей жизнедеятельности. Происходит отравление тканей токсинами. При этом не имеет значения – вирус это, бактерии или грибки.

Инфекция попала в организм первый раз

Иммунитет не выработан, потому инфекции комфортно, но до того периода, пока она не «попадет» на блуждающие лейкоциты. С этого момента начинается борьба.

Процесс может проходить по нескольким сценариям:

 

Сколько в организме находятся  антитела?

После инфекционного заболевания в крови остаются антитела:

  1. На длительный период.
  2. На всю жизнь.

Новое попадание точно такого же микроорганизма вызывает мгновенную реакцию организма человека – антитела в крови быстро находят «знакомые» микробы и начинает уничтожать их ДО того, как те приступили к «обустройству».

Антитела не допускают начала воспалительного процесса, то есть заболевания. Тогда речь идет о том, что организм устойчивость к данной болезни приобрел.

Иммунная система ребенка. Особенности и развитие

Иммунная система формируется у эмбриона на 6-7 неделе беременности, затем развивается селезенка, система лимфоузлов и лимфоидная ткань (от этого зависит иммунитет, который находится еще в спящем состоянии).

Формирование иммунной системы происходит постепенно (примерно до 5-6 месяца беременности), но за два месяца до родов антитела беременной проникают через плаценту в кровеносную систему плода, достигая концентрации еще большей, чем у матери.

Благодаря чему ребенок успешно справляется с миллиардами микроорганизмов, так как уже имеет нужные антитела в крови.

При преждевременных родах у недоношенного малыша нет в крови необходимого количества антител, потому его иммунитет снижен.

Слабее защита детей, у матерей которых был тяжелый токсикоз (гестоз) во второй половине беременности, а так же в случае  внутриутробной гипотрофии, когда плод испытывал «голодание» по причине недостаточного поступления питательных веществ.

Внимание!  Грудное молоко – это источник постоянного поступления в организм малыша новых антител, которые накопила мама за всю свою предыдущую жизнь.

Сразу после рождения происходит колонизация кожных покровов и слизистых оболочек новорожденного разнообразной микрофлорой.  Кишечная палочка, бифидо- и лактобактерии – это необходимая микрофлора, которая теперь пребывает постоянно с ним, патогенные микробы будут уничтожаться антителами.

Важно! Первые месяцы после рождения характеризуются высоким (как говорят врачи-иммунологи – напряженным) иммунитетом, но постепенно происходит ослабление защитных функций. Примерно к году жизни у малыша все антитела, которые он получил «в подарок» от мамы, расходуются.  К этому периоду организм ребенка начинает активно синтезировать свои антитела. Обращаем внимание – только те, с которыми уже имел дело.

Большая часть матерей прекращает кормить ребенка грудью в этом периоде. Потому у малыша нет дополнительной подпитки в виде антител. Вот почему в этом возрасте дети начинают часто болеть инфекционными болезнями.

Такая ситуация сохраняется до шести лет. Тогда малыш уже «перезнакомился» со всевозможными болячками и смог сам выработать устойчивость к инфекциям из внешней среды.

Те специалисты, которые выступают против вакцинации, считают эти методы опасными для формирования природного иммунитета, который вырабатывается сам, в соответствии с законами природы.

Выводы. Данная статья является поводом для размышлений и анализа. Родителям малышей приходится брать ответственность в  вопросе «делать или нет прививку» на себя, так как врачи не могут дать однозначного ответа.

Поскольку в принудительном порядке вакцинация в большинстве развитых стран не проводится, читатели могут принять решение, ознакомившись со всеми точками зрения в наших публикациях.

Каталог лучших детских врачей в Москве:

Вакцины

farmamir.ru

Зачем нужны прививки детям: мнение и советы от врача-педиатра

Последнее обновление статьи: 22.03.2018 г.

Непосредственно сам процесс вакцинации неразрывно связан с работой иммунитета. А иммунитет – вещь для понимания сложная, обросшая мифами, противоречиями и заблуждениями.

И чтобы ответить на этот вроде бы несложный вопрос, вынесенный в название статьи, надо ориентироваться в основных понятиях, которые касаются прививок и их влияния на иммунитет и организм ребёнка в целом.

Что такое вакцинация? Виды вакцин

Вакцинация — это способ приобретения активного иммунитета к определённым заболеваниям, путём введения в организм специальных препаратов – вакцин.

Прививки являются основным методом управления заболеваемостью, который может радикально влиять на эпидемический процесс, делает болезнь управляемой.

С помощью вакцин была нейтрализована натуральная оспа и значительно уменьшена заболеваемость и смертность от таких заболеваний, как корь, дифтерия и коклюш.

Что же происходит в организме после поступления в него вакцинального препарата? Иммунитет начинает реагировать выработкой защитных факторов – антител. Их можно обнаружить уже через несколько недель. Затем, в течение месяца, количество их растет, достигает своего максимума и начинает снижаться.

Для защиты от бактериальных инфекций производится серия из трёх инъекций с промежутком не менее месяца.

Для большей устойчивости и эффективности иммунной защиты проводят ревакцинацию, вследствие которой уровень антител быстро повышается и держится на должном уровне в течение определённого количества лет.

В настоящее время применяются следующие виды вакцин:

В каждой стране есть национальный календарь профилактических прививок, на основании которого составляется индивидуальный план вакцинация детей и взрослых. Он может изменяться с течением времени или с разработкой и регистрацией новых вакцин.

В основном в настоящее время вакцинируют от следующих заболеваний: туберкулёз, гепатит В, коклюш, столбняк, дифтерия, полиомиелит, корь, краснуха, эпидемический паротит, гемофильная инфекция.

Вакцины бесплатные, но в большинстве случаев имеется коммерческий аналог, который родители могут приобрести за свои деньги. Во многих странах, а некоторые теперь и в России, в календарь входят прививки от гемофильной палочки, разработаны вакцины от гепатита А, ротавирусной инфекции, ветряной оспы и пневмококковой инфекции.

Помимо плановых профилактических прививок, существуют вакцины, которые используют по эпидемическим показаниям. К ним относятся прививки от гриппа, бешенства, жёлтой лихорадки, брюшного тифа, чумы и холеры.

Узнайте о том, когда и как ставится прививка от такого заболевания, как коклюш у детей, из материала детского врача.

Более подробно о вакцинации против такой вирусной инфекции, как корь у ребёнка, рассказывает врач-педиатр.

О том, можно ли предупредить паротит у детей с помощью профилактической вакцинации, рассказывает специалист.

Противопоказания к проведению прививок

Перед вакцинацией доктор в обязательном порядке осмотрит ребёнка и расспросит родителя о сопутствующих заболеваниях, реакциях на предыдущую прививку, возможной аллергии. В случаях наличия противопоказаний даётся медотвод.

Это может быть один месяц или несколько, а может и год. При необходимости ребёнок направляется на анализы или  консультации специалистов.

Медотвод — вещь серьёзная. Особенно если он довольно продолжительный. Ведь при этом нарушается заранее продуманный процесс иммунизации. Антитела вырабатываются, но их концентрации может не хватить для адекватной и длительной защиты.

Противопоказания бывают временные и постоянные (абсолютные), ко всем вакцинам или к каким-то определённым.

Абсолютные противопоказания:

Временные противопоказания:

За последние двадцать лет список противопоказаний значительно уменьшился. По результатам исследований и наблюдений, осложнений при этом больше не стало. Но и здоровье детей не изменилось в лучшую сторону.

Всегда есть группа риска – дети с определённой сопутствующей патологией. Это могут быть пороки сердца, наследственные заболевания, аллергия, анемия, энцефалопатия или дисбактериоз. На сегодняшний момент они относятся к ложным противопоказаниям. Дети эти активно прививаются.

Но грамотный доктор всегда относится к таким детям с наивысшим вниманием, ведь вакцинация является довольно сложным процессом, значительно влияющим на организм ребёнка. И реакцию бывает довольно сложно предугадать.

Таким детям необходима определённая подготовка перед прививкой, о которой обязательно надо спрашивать у своего врача. Практически здоровых детей тоже полезно подготовить к этой процедуре.

Подготовка к прививке

Для того, чтобы всё прошло как можно успешнее, необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Состояние здоровья ребёнка. Малыш накануне проведения процедуры должен быть здоров.

Причем не только по оценке доктора. Бывает, что явных симптомов нет, но мама рассказывает, что с ребёнком «что-то не то». Может, немного хуже поел или более беспокойно себя вел, меньше обычного спал.

Это может быть первыми признаками какой-нибудь болезни. И, конечно, температура должна быть нормальной, никакой сыпи, никаких катаральных явлений в виде насморка или кашля.

Если отмечается склонность к запорам, обязательно наладьте стул (препаратом лактулозы, к примеру).

Если ребёнок склонен к аллергии, желательно за несколько дней до прививки начать принимать препарат кальция и антигистаминное средство. Длительность приёма зависит от назначений вашего доктора. В среднем, это дней пять.

  1. Не кормите усиленно ребёнка перед прививкой. Будет лучше, если он будет слегка голодным.
  2. В день проведения прививки не планируйте длительных походов по врачам-специалистам. Зашли к своему доктору, получили после его осмотра допуск к вакцинации, привились, выждали полчасика перед кабинетом. И домой. Лишний час в очереди под другими кабинетами намного повышает риск подхватить какую-нибудь инфекцию от недалеко стоящего ребёнка.
  3. После вакцинации посидите минут 30 перед прививочным кабинетом. В случае возникновения аллергической реакции немедленно в него обратитесь. Желательно после ещё часок погулять где-нибудь поблизости.

По возвращении домой не торопитесь накормить малыша. Обязательно дайте попить водички или морса. В последующие несколько дней давать кушать по аппетиту и обильно поить. Купать можно на следующий день. Обязательно гуляйте.

Не допускайте перегрева ребёнка, почаще проветривайте его комнату и ежедневно делайте влажную уборку. На несколько дней ограничьте контакты с другими детьми.

Очень часто после прививки у малыша появляются признаки недомогания, повышается температура, в месте укола может быть небольшое покраснение. Это не осложнение. Это ответная поствакцинальная реакция иммунитета. Начинают вырабатываться антитела. При лихорадке дайте ребёнку препарат ибупрофена или парацетамола, а на ночь поставьте свечку. Как правило, это проходит за несколько дней.

На следующий день медсестра или доктор обязательно должны поинтересоваться состоянием здоровья малыша. Но, если вас что-либо беспокоит, не ждите, тут же обратитесь за помощью.

Поствакцинальные осложнения

Крайне редко, но и это случается. И родителям очень важно знать, когда стоит бить тревогу:

Такая инфильтрация может в дальнейшем развиться в абсцесс или даже в рожистое воспаление. Возникает как следствие нарушения техники проведения процедуры и правил асептики;

Внимательно следите за состоянием ребёнка. При первых жалобах на зуд, затруднённое дыхание, бледность, отёк кожи и более глубоких слоёв — немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Именно поэтому первые несколько часов желательно находиться поблизости от поликлиники;

У ребёнка в анамнезе могут отмечаться энцефалопатии или другие нарушения в работе центральной нервной системы;

На сегодня большинство стран исключили эту вакцину из своего национального календаря прививок, оставив ИПВ – инактивированную полиомиелитную вакцину. Вводится она внутримышечно и в большинстве случаев неприятностей не приносит;

Одна только лихорадка у трехмесячного ребёнка в течение нескольких дней после вакцинации АКДС может стать причиной последующих отказов, не говоря уже о большем.

Многие родители скажут, что не прививали своего ребёнка, ничем при этом не болели и не «грузили» иммунитет малыша. Но этим самым создается неиммунизированная прослойка в детском и взрослом населении, что в будущем может повлечь вспышку эпидемии, как было в допрививочную эру.

Да, риск при проведении вакцинации есть. Но в каждом отдельном случае он разновелик. Ежедневно прививается огромное количество детей. У подавляющего большинства всё проходит гладко. Но, к глубочайшему сожалению, случаются и смертельные исходы.

Весть о них со скоростью света разносится по всем источникам массовой информации, их во всех подробностях обсуждают на форумах, а противники вакцинации получают новый стимул к своей борьбе. Обвиняют врачей, плохие вакцины и систему здравоохранения в целом…

Я не ставлю целью этой статьи склонить к обязательному прививанию вашего ребёнка. У этого метода активной профилактики есть свои плюсы и свои минусы. Всё очень индивидуально. Но риск развития осложнений и летального исхода при заболевании у не привитого ребёнка на порядок выше, чем у привитого.

В то же время, если есть сопутствующая патология, будь то аллергические заболевания, нарушения иммунитета, наследственные заболевания или реакция на предыдущую прививку, не забудьте рассказать доктору во всех подробностях, если он об этом не знает.

Возможно, потребуется консультации специалистов, дополнительные анализы. Обязательно выполните все назначения и рекомендации врача. Каждый раз перед прививкой вы даёте своё согласие. И в вашей власти, чтобы оно было как можно более информированным и осознанным.

Будьте здоровы!

kroha.info


Смотрите также



© 2019 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ