РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Эдипов комплекс у девочек называется


Эдипов комплекс - синдром Электры: у детей и взрослых, что такое, избавление

Эдипов комплекс у мальчиков наступает на ранних стадиях личностного развития. Начиная с 3-летнего возраста, малыш начинает себя позиционировать, как мужчину, а первой женщиной, в которую он влюбляется, выступает его мать. У девочек состояние влюбленности в отца называется комплексом Электры и проявляется также с раннего возраста.

Эдипов комплекс — расстройство, названное в честь героя древнегреческой трагедии

Любовь и ненависть к родителям у маленьких детей заложена на подсознательном уровне. Влечение, которое происходит у детей к родителям, является объяснимым явлением.

Идея Эдипова комплекса

Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд описал в своих трудах еще в далеком 1897 году, и он стал одним из основных понятий современного психоанализа. За идею этого расстройства взята историческая трагедия Софокла «Царь Эдип», которая повествует о главном герое по имени Эдип. По сюжету он убил своего отца Лая, короля Фив, не зная о том, что это его родитель. Впоследствии он женился на женщине по имени Иокаста. Узнав от пророка о том, что он живет со своей матерью, а убил отца, Эдип, не выдержав такой правды, лишил себя зрения.

Эта история послужила для Фрейда причиной долгих рассуждений на тему взаимоотношений отцов и детей. После глубокого самоанализа психолог смог провести ряд сходств со своей жизненной ситуацией и поведением до и после смерти отца. Зигмунд Фрейд стал автором этого синдрома. Понятия комплексов Эдипа и Электры пришло на смену теории о соблазнении, став новшеством в мире психологии. Ситуация ревностных отношений детей к родителям выступает основным фактором в развитии невротических состояний.

Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:

Влечение к матери или отцу может быть:

Синдром Эдипа у мальчиков

Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:

Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.

Под страхом быть изувеченным, кастрированным, формируется некое «Сверх-Я», которое под собой подразумевает угрызения совести, отвечает за моральное поведение дома и в обществе.

Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.

Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу

Расстройство Электры у девочки

Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать. По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки. Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.

Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.

Девушка, в отличие от юноши, не испытывает страха быть кастрированной, поэтому осознание неправильности действия к ней не приходит. Комплекс может оставаться и у взрослых женщин, совершенно не беспокоя его обладательницу.

Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.

Описание комплекса Электры

Понимание комплексов

Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.

  1. Позитивное, когда, по мнению Фрейда, ребенок влюблен в родителя противоположного пола.
  2. Негативный, влюбленность девочки в мать, мальчика в отца.

Понятие комплекса по Фрейду может означать, что ребенок способен занять как позицию любви к матери, так и к отцу. Такое понятие бисексуальности проявляется с ранних лет. Ребенок может отдавать предпочтение любой форме любви, в периоде взросления проявляется позитивное и негативное направление комплекса Эдипа – это норма. Важно, чтобы дитя сделало правильный выбор и выводы, которые пригодятся для дальнейшей жизни.

Последствия

В основном проблема комплексов Эдипа и Электры предстает перед каждым человеком в возрасте трех-пяти лет, когда идет острая потребность внимания со стороны родителей.

Если в детстве не побороть комплекс, то во взрослой жизни это приведет к невротическим расстройствам, связанным с половыми и бытовыми отношениями с другими людьми.

Методы борьбы

Психоаналитик Фрейд описывал избавление от Эдипова комплекса для женщин и мужчин по-разному. Бороться каждый человек должен самостоятельно.

У мальчишек еще в раннем возрасте происходит вытеснение комплекса путем страха кастрации. А комплекс Электры надолго сохраняется, переходя во взрослую жизнь, что способствует подготовке к будущему материнству.

Главную роль в жизни детей играют родители. Модель поведения в семье, отношения между взрослыми оставляют отпечаток в детской психике.

Если отец постоянно обижает мать, то ребенок начинает с новой силой ненавидеть обидчика, что тормозит процесс отпускания любовной ситуации с матерью.

Взрослые должны помочь малышу адаптироваться в жизни, объяснить, что хорошо и плохо. Развивать любовь следует к обоим родителям, ребенок должен понимать: мама и папа – это муж и жена, а когда он вырастет, у него будет свой любимый человек.

  1. Каждый день оба супруга должны говорить ребенку о своих чувствах к нему.
  2. Следует показать модель поведения семьи, расскажите, как должны строиться отношения.
  3. Старайтесь не делать ничего компрометирующего на глазах ребенка, не следует поощрять его ревность.

Заключение

В ходе длительной работы и многочисленных наблюдений за детьми произошло выведение всеобщего Эдипова комплекса. Фрейд сумел заметить универсальные проявления воспоминаний о детстве у множества людей. Если самостоятельно избавиться от комплекса не удается, следует обратиться за помощью специалиста.

psyhoday.ru

Женский Эдипов комплекс.

Женский Эдипов комплекс Эдипов комплекс можно назвать пиком инфантильной сексуальности как у мальчиков, так и у девочек, но у девочки его возникновение, течение и преодоление, еще согласно теории Фрейда, протекает намного сложнее. Здесь же нас интересуют те варианты течения и разрешения эдипова комплекса, которые оказывают патологическое влияние на развитие женственности и женской сексуальности. Фрейдом и классическими представителями психоанализа эдипов комплекс понимался как краеугольный камень психоаналитической теории и как универсальный феномен, с которым так или иначе приходится сталкиваться человеческому индивиду. Если вкратце вернуться к пониманию эдипова комплекса, то по Фрейду, эдипово развитие девочки основывается на принятии своего неполноценного кастрированного положения, яростном отдалении от матери, растерянности и, затем, принятии отца, как любовного объекта, вследствие чего мать воспринимается, как соперница. Расширяя понимание женского эдипова комплекса в контексте развития половой идентичности, надо заметить, что тотальное отвержение матери девочкой происходит только в патологических случаях и может заставить девочку отказаться от преследования эдиповой привязанности к отцу. В начальной фазе становления эдипова комплекса мать обычно еще является главным объектом сексуальных импульсов маленькой девочки, которая находится в так называемой негативной позиции комплекса. По представлениям классического психоанализа, предпосылкой перемещения с негативной эдиповой позиции на позитивную является способность девочки заменить желание иметь пенис на желание завести ребенка. Отец становится объектом любви, мать становится объектом ревности, девочка превращается в маленькую женщину. Согласно современным и менее категоричным представлениям Ж. Шассге-Смиржель, в идеале развитие эдипова комплекса у женщины выглядит так: «Если в отношениях девочки с матерью преобладает хороший опыт и «нормальные», дозированные, постепенно возрастающие фрустрации, необходимые для образования прочного и гармоничного Я, и если, к тому же, отец обладает качествами, обеспечивающими адекватную поддержку проекции хороших черт объекта, и одновременно достаточной строгостью, девочка сможет, благодаря фрустрациям, произвести смену объекта, осуществив бесконфликтные идентификации с матерью, и при этом идеализация второго объекта не будет опережать функцию, отводимую ему в решающий момент развития». Но на этом пути возникает масса модификаций и факторов, нарушающих «нормальное» развитие. Рассмотрим основные из них. Если говорить в общих чертах, то по отношению к вышеизложенному положению Ж. Шассге-Смиржель, если первый опыт окажется неудачным, и второй объект не будет обладать свойствами, благоприятствующими проекции хороших черт объекта, создаются предпосылки для наиболее серьезных расстройств, как в плане сексуальности, так и в личностном плане. Более детально, ситуация может складываться следующим образом. Оценим значимые факторы, нарушающие «нормальное» течение эдипова комплекса. 1. Роль отца. Достижение способности к триадным отношениям зависит и от природных данных и от степени отзывчивости отца. Если его восхищение поддерживает гордость и самоуважение девочки, способствует ее идентификации с женским Я-идеалом и усиливает эдипову консолидацию, то в случае, если отец более обольщающий, чем восхищающийся, девочка перевозбуждается, но находится под влиянием конфликтов преданности и вины, вследствие чего может регрессивно снова вернуться к матери. 2. Чувства по отношению к матери. Как уже отмечалось, другим препятствием в эдиповом развитии девочки являются ее чувства по отношению к матери. Трудности в процессе воссоединения с матерью могут задержать эдипово развитие, а предшествующий конфликт может облегчить регресс. Вместо того, чтобы вовлечь девочку в эдиповы стремления, ее зависть к матери или сознательное чувство вины за эдиповы желания приводят к страху потерять материнскую любовь. Плюс, из-за раннего начала формирования Сверх-Я у девочки, в ответ на усилия разрешить конфликт воссоединения, идеализация матери и самокритичность со стороны жестких интроектов могут нарушить ее уверенность в своей женственности. Совокупность этих факторов может заставить ее отказаться от эдипова соревнования и регрессировать в раннюю привязанность к матери, оставаясь замороженной в положении детской зависимости. Тогда такие черты характера, как покорность, уступчивость и мазохистичность становятся доминирующими. Дальнейшие факторы характерны для обоих полов, но от этого не перестают быть значимыми. 3. Влияние травматического опыта. Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта. Как уже было отмечено, обольщение может преждевременно пробудить у девочки генитальность, и интенсивное возбуждение извне выходит из-под контроля ребенка. Тогда возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. То, что усиливает страхи, способствует вытеснению сексуальности. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. 4. Первичная сцена. Концепция первичной сцены включает в себя весь запас бессознательного знания ребенка о сексуальных отношениях людей, в особенности родителей. Помимо генитальных аспектов первичной сцены и связанных с ней фаллически-эдипальных конфликтов, эта сцена может быть также описана им в доэдипальных терминах, таких как орально-эротические и орально-пожирательные фантазии, анально-эротические и анально-садистические обмены, бисексуальная путаница, архаические фантазии о сосании крови, страх утраты чувства своей идентичности или представления о границах своего тела. Когда такие фантазии затем играют ведущую роль в психической реальности личности, сексуальные и любовные отношения легко уравниваются с кастрацией, уничтожением или смертью. 5. Трансгенерационная передача. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, и в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. 6. Влияние сиблингов. Если в семье есть старшие братья или сестры, наблюдаются «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует либо ослаблению конфликтов, либо создает новые конфликты. Младшие братья и сестры обычно воспринимаются как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, у девочек может возникнуть идея ревности. Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению. 7. Семьи с одним родителем. У детей, воспитанных одним родителем, происходит следующее. Поскольку наиболее частой оказывается ситуация воспитания дочери матерью, то фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим фантазиям, особенно если отец умер, или так говорят ребенку. Усиливается привязанность к матери, характер этой привязанности обычно амбивалентен. Часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Возникает сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия представляются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание как воссоединение с отсутствующим или умершим отцом может стать сексуальной целью. 8. Семейные констелляции. Еще одна интересная вариация, описанная современным психоанализом, касается такой семейной констелляции: мать садистическая и кастрирующая, а отец - добрый и уязвимый. Здесь у девочки появляется тенденция к увековечиванию эдиповой ситуации. Девочка, меняя объект, стремится вырваться от матери и сталкиваясь со своей потребностью сохранить отца, предлагает себя ему в качестве парциального объекта, защищенного тем самым от матери, любимого отцом, и полностью зависимого. Она не занимает места матери возле отца, не идентифицируется с матерью, остается ребенком и не становится женщиной, предлагая в дальнейшем мужчинам лишь нежность и дружбу. Таковы наиболее характерные варианты развития женского эдипова комплекса при наличии различных факторов, влияющих на дальнейшее измененное или нарушенное сексуальное развитие. Уже было вкратце упомянуто, что у девочки исчезновение эдипова комплекса происходит менее драматическим и менее радикальным образом, чем у мальчика, или даже не происходит вовсе. Для девочки типичным является постепенное освобождение от эдипова комплекса или медленное его вытеснение. Как считал Фрейд, Эдип девочки создает для нее гавань. Это означает, что во взрослом возрасте его следы сохраняются у девочки дольше, чем у мальчика. И тип преодоления эдипова комплекса, травматические события, семейное окружение в этот период часто оказывается решающим для психоаналитической теории, для понимания и аналитической терапии женских сексуальных расстройств и девиаций. (источник: http://www.psychol-ok.ru/lib/telegin/jek/jek_01.html )

www.b17.ru

Эдипов комплекс у детей — что это такое: симптомы у мальчика, девочки, рекомендации родителям

У детей на ранних этапах развития возникает непреодолимая тяга к матери и отцу. Часто она переходит в Эдипов комплекс.

В одной древнегреческой легенде рассказывается про Эдипа. Он убил собственного отца, а потом взял в жены маму. Об этой легенде люди знают достаточно давно.

Помимо того, что про Эдипов комплекс очень многое написано в литературе, о нем известно даже в сфере медицины.

Что такое Эдипов комплекс?

Проявляется данный комплекс, когда ребенку исполняется минимум 3 годика и максимум 6 лет. Однако последствия от этой патологии могут проявляться, когда ребенок становится взрослым. Зачастую данное явление касается мальчиков: они начинают тянуться к собственной маме, постоянно конфликтовать с папой. Что из себя представляет Эдипов комплекс? Это нормальное развитие психики ребенка либо определенное отклонение?

ВАЖНО: Эдипов комплекс – состояние, когда ребенка сильно влечет к родителю иного пола. Ребенок может чувствовать ревность к маме или папе, враждебно относиться к родителю своего пола.

Фактически данный комплекс считается первой привязанностью ребенка к какому-то родителю. Это проявление сексуальности, плюс желание ее постоянно проявлять. Малыш, привязываясь к какому-то родителю, пытается в нем отыскать того, кто относился бы к ребенку по-особенному. Зачастую это мама для мальчика. Малыш начинает чувствовать сильнейшую привязанность к маме, ревновать ее к папе.

Тяга к родителям

Конечно же, этот случай мог бы быть не таким печальным. Зигмунд Фрейд рассказывает о нем, как о нормальном развитии детей, возраст которых составляет не более 5 лет. Помимо этого, этот комплекс может даже не проявлять себя, не вызывать каких-то симптомов. Знаменитый психоаналитик утверждает, что подобное поведение считается одним из обычных этапов, когда формируется детская психика в таком возрасте. Он решил на своем примере указать, что был сильно влюблен в маму, ревновал к папе.

Данный термин официально ввели в 10 году прошлого столетия. О термине упоминалось в работах Фрейда. В ней он рассказывает о том, как формируются мужские предпочтения, когда тот выбирает для себя партнера.

Фрейд работал над этим

Знаменитый психиатр Фрейд взял для основы собственного понимания развития человеческой психики теорию, в которой говорилось про сексуальность. Как указано в этой теории, детки проходят во время развития некоторые догенитальные стадии, пока у них не наступила половая зрелость. Соответственно благодаря данным стадиям развивается психика детей.

Во время возникновения каких-то травмирующих случаев либо событий они способны отразиться на будущем ребенка. Проявляются они в зависимости от стадии, которая сопровождает малыша в определенном возрасте.

Существуют следующие стадии развития ребенка, которые могут формировать Эдипов комплекс:

Стадии При росте ребенка3

Эдипова комплекса: симптомы проявления

Проявления могут быть самыми разнообразными. Все зависит от особенностей характера ребенка, от того, какие у него родители, методы воспитания и уровни либеральности в той или иной семье. Еще по-разному ведут себя дети разных полов, находясь в данном возрасте.

Общие симптомы Эдипова комплекса

Для мальчиков и девочек многие признаки считаются общими:

Признаки Эдипова комплекса у мальчика

Для мальчишек с первого дня появления на свет самым близким человечком считается тот, кто находится постоянно рядом. Когда наступает фаллическая стадия, малыш понимает, что его мамочка также является женщиной. Ее любовь, ласка для него одна только симпатия, возникшая в данном периоде. Малыш, не совсем различающий такие типы любви, начинает воспринимать в свой адрес, как нечто удивительное, не дает возможность кому-то получать что-то подобное.

У мальчиков

Ревность к папе проявляется раздражительностью, регулярным плачем, если отец пытается забрать внимание мамы, отвлечь ее либо просто заводить с мамой разговор. На данный период времени малыш думает, что с мамой он как одно целое, а потому не хочет делиться, так и проявляется Эдипов комплекс.

Папа является человеком такого же пола, поэтому он может быть конкурентом для мальчика. Одним словом, идиллия, которую малыш придумывает у себя в голове, не допускает лишнего соперника. Ребенок не желает допускать кого-то ближе, дабы не разрушилась связь с мамой, известная ему.

Признаки Эдипова комплекса у девочек

Эдипов комплекс может развиваться также у девочек. Когда ей исполняется 3 годика, она начинает себя ассоциировать с женщиной. Она осознает, что очень похожа на маму, а потому первые привязанности с матерью со временем становятся чем-то большим. Девочка старается скопировать поведение мамы, выбирает ее вкусы, манеры. Помимо этого, девочка анализирует выбор спутника жизни своей мамы.

В данном периоде начинает формироваться идеальная сторона семьи, где счастье олицетворяет для мамы и девочки отец. Папа считается образцом, даже прототипом. В будущем ребенок пытаться найти любимого человека, похожего на папу. У нее может возникать ревность к маме.

У девочек

Внимание, которое проявляют мужчины, пусть это внимание идет от отца, будет главным для девочки на этом этапе жизни. Если же девочка заметит, что поведение папы совершенно не идеальное, она начнет к нему относиться даже негативно. А это может сильно повлиять на будущее ребенка. Девочке будет сложно доверять парням, она не сможет быстро выбрать партнера, так как ее прототип был совершенно неидеальным.

Эдипов комплекс у детей: рекомендация родителей

На фаллическом этапе развития психики ребенка отнеситесь внимательно к каждому возникшему признаку. Симптомы Эдипова комплекса, которые периодично возникают, способны вызывать отрицательную фикцию из-за переживаний. Вследствие них могут проявиться разнообразные психические расстройства у ребенка в будущем.

Что делать родителям?

Вот почему вы должны помнить, как правильно устранить Эдипов комплекс у своего ребенка:

Любовь к отцу

Эдипов комплекс  – психическое состояние ребенка, которое является только временным. Если вы заметили у ребенка первые признак комплекса, не паникуйте. Зачастую все симптомы появляются неожиданно, также исчезают со временем бесследно.

Видео: Эдипов комплекс

heaclub.ru

Эдипов комплекс

«Мама, я хочу на тебе жениться!»… «Папа, ты у меня самый лучший! Когда я вырасту, то ты станешь моим мужем». Часто можно услышать подобные высказывания от детей 3-6 лет. Многие родители умиляются такому поведению и даже гордятся собой, а кто-то теряется или вообще не обращает на это внимание. Однако, это указывает на очень важный период развития и формирования личности – Эдипов комплекс. Так как же себя правильно вести в то время, когда ребенок переживает этот этап и каковы последствия невнимательного отношения к нему?

 Понятие Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд ввел в 1897 году. Оно обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю своего пола и амбивалентные чувства к родителю противоположного (любовь и ненависть, ревность, чувство вины, страх).

Выявил Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд с помощью самоанализа собственных переживаний в детстве по отношению к родителям и соотнес это метафорически с древнегреческим мифом Софокла «Царь Эдип»: Эдип - сын Лая, царя Фив, и Иокасты. Оракул предсказывает, что царь будет убит своим собственным сыном, и царь приказывает пастуху избавиться от него. Ребенка спасает царь Коринфа, и мальчик вырастает, не зная своих истинных родителей. Позже, от другого оракула, он узнает, что убьет своего отца, и, чтобы защитить того, кого он считает своим отцом, бежит из города. На своем пути он встречает Лая (своего настоящего отца), которого принимает за вора, и убивает его, а потом женится на его жене, не догадываясь, что это его мать Иокаста. Когда Эдип узнает от оракула о своих непреднамеренных действиях, то ослепляет  себя.

Формы проживания Эдипового комплекса могут быть позитивная (ее отображением является миф, приведенный выше) и негативная, которая проявляется в сверхсильной любви к родителю своего пола и стремлении устранить родителя противоположного пола. В процессе психосексуального развития у ребенка проявляются обе формы, что формирует, так называемый, полный Эдипов комплекс.

В данной статье мы более подробно рассмотрим позитивную форму проживания.

В этот период жизни происходит самоидентификация ребенка как личности, когда формируется первое понятие собственной «сексуальности». Взаимоотношения с противоположным полом, сексуальность, самооценка и схема построения своей будущей семьи будут формироваться в зависимости от того как пройдена эта фаза.

У мальчиков эта фаза развития так и называется – «Эдипов комплекс», а у девочек ее еще называют «комплексом Электры» (понятие ввел Карл Густав Юнг).  С 2 до 6 лет каждый ребенок в более или менее выраженной форме сталкивается с особыми чувствами к родителю противоположного пола. Они могут быть разной степени осознанности.

Мальчики проявляют интерес и как бы «влюбляются» в свою маму. Хотят, чтобы она принадлежала только ему - сыну. В результате чего, папа воспринимается как соперник. Девочки наоборот, проявляют интерес к папе и ревнуют его к маме. В поведении это выражается тем, что ребенок старается завоевать как можно больше внимания родителя противоположного пола, делает ему комплименты, требует особенных ласк и телесного контакта, говорит «я хочу на тебе жениться» или «я выросту и стану твоей женой».

А вот отношения с родителем своего пола начинают портиться и становятся очень противоречивыми. Здесь у ребенка просыпается ревность, агрессия, желание занять место этого родителя в семье… и в то же время – страх потерять его любовь, страх наказания и чувство вины за свое поведение. Иногда эта амбивалентность чувств становится настолько невыносимой, что перерастает в аутоагрессию. Одновременно со всем этим, родитель своего пола является для ребенка как бы эталоном, примером для подражания - «Ведь с мамой у папы все хорошо, значит я хочу быть похожей на маму». Это очень важно для формирования своей полоролевой идентичности.

Эдипов комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно их любит и ненавидит каждого из них, боготворит и хочет уничтожить, хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои желания.

Так как же себя правильно вести родителям? Следует отнестись очень серьезно и вдумчиво к этому моменту жизни ребенка. Прежде всего, необходимо установить нормы и правила поведения в семье, четко определить границы дозволенного.

Родители не должны провоцировать ребенка своим откровенным поведением по отношению друг к другу, но и исключать нежность совсем не стоит. Дети очень чувствительны в этот период. Чтобы облегчить переживания ребенка, важно как можно чаще проговаривать его чувства и акцентировать внимание на его роли в семье. Лучше, если необходимые слова будет произносить родитель противоположного пола, например: «Я твой папа, а ты моя дочь. Сейчас ты сердишься на маму за то, что она не разрешает тебе лечь рядом со мной. Но мама моя жена, я – ее муж, а ты – наша дочь. Мы тебя очень любим. И когда ты вырастешь, то у тебя тоже будет муж, как у мамы я. И тогда ты сможешь также лежать рядом с ним». Очень важно почаще произносить фразу «я твой папа, а ты моя дочь» или «я твоя мама, а ты мой сын». Это позволяет малышу занять его место в семейной системе – место ребенка.

Отстаивать «границы» в отношениях с ребенком надо очень мягко, корректно, но твердо! Все, что касается взрослых вопросов, должно оставаться в компетенции взрослых, дверь в родительскую спальню должна быть закрыта, пускать и вовлекать ребенка в супружеские взаимоотношения ни в коем случае нельзя. И все это следует говорить и делать с любовью, не переходя очень тонкую грань между приторностью, потворством и холодностью в отношениях.

А вот свои раздражение, агрессию, ревность и желание поддаться на манипуляции ребенка необходимо родителям держать при себе. Несоблюдение этого правила может создать у ребенка ложную иллюзию, что он может повлиять на родительские отношения, вызвать ощущение всемогущества, что потом может пагубно сказаться на его самооценке и на том, как он будет строить межличностные отношения в будущем. Это может вызвать у ребенка страх потерять любовь родителя, вину за то, что между родителями что-то не так (на самом деле, ответственность за супружеские отношения лежит только на самих супругах).  А так как это только иллюзия всемогущества, то впоследствии утраченные иллюзии могут помешать ребенку достигать и признавать свои успехи в будущем.

Если вдруг, ребенок действительно окажется источником раздора родителей, который повлечет за собой серьезные изменения в семейной системе (например: развод, раздельное проживание родителей, сильные конфликты), то во взрослом возрасте он всегда будет ожидать повышенного внимания к своей личности, особого отношения и интереса к себе окружающих – такого, какого уделяли ему родители.

Родителю противоположного пола следует как можно чаще хвалить и делать комплименты ребенку. Но только по делу. Особенно для девочек важно, когда папа подчеркивает их внешнюю красоту. Это будет способствовать формированию здоровой самооценки.

Если ребенок в этом возрасте до сих пор спит с родителями в одной постели, то следует его либо переселить в отдельную комнату или, как минимум, у него должна быть своя отдельная кроватка. Дистанцироваться от ребенка необходимо, чтобы он почувствовал свои границы. Почти до 2 лет для ребенка важно симбиотическое слияние с мамой – он получает ощущение базовой безопасности, насыщается любовью. В норме все эти потребности должны быть удовлетворены в доэдипальный период. А потом начинает формироваться его идентичность, личные границы и симбиоз будет только мешать нормальному развитию. Многие переживают по поводу того, что ребенок буде беспокоиться, плохо спать и т.д. Конечно, если ему нужна поддержка или он себя не очень хорошо чувствует – у него должна быть уверенность, что в любой момент можно вернуться к маме. Ощущение и опыт надежного «тыла» позволяет малышу проявлять самостоятельность и чувствовать себя при этом в безопасности.

Следует отказаться от поцелуев в губы с ребенком и вообще от любого сексуализированного контакта, прикосновений. Это должно быть только между супругами и не демонстрироваться при ребенке, разве что в очень сдержанной форме. И даже если ребенок настаивает – настойчиво и с любовью снова проговорить «Я твоя мама, ты мой сын. Целоваться в губы я могу только с папой, так как он мой муж. Когда ты вырастешь – у тебя тоже будет жена, как и у папы. И ты сможешь ее так целовать». Конечно, в таком возрасте сложно говорить об осознанном половом влечении, поэтому «любовь» ребенка скорее проявляется в очень сильно привязанности к родителю противоположного пола.

Так же следует сказать «нет» совместному купанию в ванне или душе с родителем противоположного пола.

В результате, ребенок должен как бы «проиграть» в борьбе за родителя противоположного пола. Положительным звоночком к окончанию этого этапа развития звучат фразы: «Моя жена тоже будет варить такую вкусную кашу», также если малыш «влюбится» в детском садике или, например, начнет ходить с ребенком противоположного пола за ручку.

Заканчивается Эдипова фаза тем, что у ребенка формируется «триангулярное пространство» - треугольник взаимоотношений в семье. У ребенка должно сформироваться понятие особой связи между мамой и папой, что отношения взрослых – это их поле, и для ребенка оно будет доступно только тогда, когда он вырастет. Чтобы помочь ребенку наименее безболезненно выдержать всю амбивалентность чувств любви и ненависти - ему необходимы любовь и поддержка родителей. И тогда, в результате, он получит бесценный опыт быть наблюдателем и учиться чему-то не только на своем опыте, но и на опыте родителей. Впоследствии это позволит ему рассматривать свои взаимоотношения с другими людьми не только изнутри, но и снаружи – посмотреть, как бы со стороны, что происходит между ними, размышлять о себе при этом оставаясь собой.

Как говорилось выше, идеальный Эдипов комплекс  - это «треугольник отношений», но бывает так, что ребенок не один в семье. И тогда братья иили сестры также являются объектом ревности.  Младшие могут восприниматься либо как соперники («Мамапапа будет любить младенца больше, чем меня» или «Папа подарил маме младенца, а не мне!»), либо как собственные дети. В последнем случае Эдипов комплекс будет проходить менее заметно, так как малыш будет выступать замещающим элементом.

У детей воспитанных одним родителей или вообще без родителей Эдипов комплекс формируется особым путем. В развитии личности ребенка большую роль играет в каком возрасте родитель умер или ушел из семьи, наличие отчимамачехи и когдакак они появились, как строятся отношения с новым членом семьи, отношение и поведение оставшегося родителя к ребенку. Если ребенок растет без родителей, то Эдипов комплекс проживается в отношениях с воспитателями или другими значимыми лицами в его жизни.

Если из семьи в этот период уходит родитель одного пола с ребенком, то это переживается как полное удовлетворение эдипального желания, что приводит к возникновению чувства вины. А если  уходит или умирает родитель своего пола, то фрустрация эдиповой любви части приводит к его идеализации в фантазиях, либо полному отрицанию. Даже если ребенок никогда не знал своего родителя, то он все равно понимает, что такой на самом деле когда-то существовал и что другие дети живут в полной семье с мамой и папой. Отсутствие родителя вызывает у ребенка стремление к компенсации «недостающего», в стремлении дополучить или додать. Например, в случае отсутствия отца или его «слабости», мальчик может вырасти женственным или наоборот занять роль «отца-семейства» - слишком рано стать взрослым, что лишит его детства.

Последствиями неправильного проживания или не завершенного Эдипового комплекса может быть то, что мальчики повзрослев ищут себе партнера-«мамочку», а подросшие девочки – партнера-«папочку», чтобы насытится тем, что недополучено в детстве.

Все дети разные и у каждого будет своя интенсивность проживания данной фазы развития. В этой статье были даны основные рекомендации по поводу того, как максимально эффективно и продуктивно вести себя родителям с ребенком в период проживания Эдипова комплекса. Иногда родителям необходимо приложить очень много усилий, чтобы справиться с ситуацией. Если  Вы испытываете сложности или появятся какие-то вопросы – Вы всегда можете обратиться за консультацией к психологу, где Вам дадут полный ответ  с индивидуальным подходом именно к Вашей ситуации.

www.b17.ru


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ