РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Ффнр и особенности коррекционной работы с детьми


42. Особенности логопедической работы с детьми с ффнр

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.). Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе являются базой для подготовки к обучению грамоте. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение I полугодия I класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с ФФНР предусматривает единство основных направлений в работе: (Н. А. Никашина, А. В. Ястребова).

*постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков

*введение поставленных звуков в речь

*развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звуко-буквенного состава слов.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.

studfiles.net

41. Направления и этапы коррекционной работы с дошкольниками с ффнр.

Это нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследствие дефектов восприятия фонем. Встречается при: дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании,

Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, позднее Т. В. Волосовец, Т. В. Туманова.

Преодоление ФФНР достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Учет: ФФНР, клиники и возраста. Вед деятельность- игра. Материал подбирается с позиции онгенетического принципа, речевой материал с учетом возраста, учитывается симтоматика и механизм клинического дефекта. Постановка (уточнение прав артикуляции_ – автоматизация – дифференциация + формирование фс и фв (гласные. Согласные, слог) + связь звука с буквой.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.

Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

На материале правильного произношения звуков осуществляется следующее:

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

- развитие словаря детей путем привлечения вынимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов;

- развитие произвольного внимания и памяти.

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1 этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2 этап дифференциации).

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, то есть умение слышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыками звукослогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов.

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Наряду с закреплением всех полученных навыков ребенка необходимо познакомить с буквами, научить объединять буквы в слоги и слова, охватывать взглядом одновременно две буквы, уяснять значение прочитанного.

studfiles.net

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО –ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Особенности индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими фонетико –фонематическое недоразвитие речи.

Основа успешной коррекционной работы с детьми, имеющими фонетико –фонетические недоразвития речи - грамотно спланированная индивидуальная работа, которой учитель –логопед должен уделять первостепенное внимание. Очень важно не только исправить дефектное звукопроизношение, но и скорректировать развитие лексико –грамматических категорий языка, необходимо развитие психологической базы речи.

Для того, что бы ребенок был настроен на общение с логопедом, необходимо использовать сюрпризные моменты, игровые фрагменты, увлекательные задания и упражнения, в ходе выполнения которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.

Формы организации и проведения индивидуальных занятий могут быть различны. Например:

К нам пришел гость

Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить (варианты: не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить или гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.)

Письмо или посылка

Читая письмо или разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. План подсказывает ребенку порядок их выполнения (например: «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее — посмотри по плану»).

Цирк

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Её вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от од­ного движения к другому.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10— 15 секунд.

Часто от детей требуют, чтобы они заучили описание артикуляции и использовали зрительный самоконтроль (зеркало). Для более четкого зрительного восприятия применяются муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кистей рук. Последний способ позволяет продемонстрировать как статику, так и динамику артикуляции, а также смоделировать упражнения, направленные на повышение тонуса языка.

Постановку звуков необходимо рассматривать как искусственный процесс, с физиологической точки зрения это создание нового речевого рефлекса. Работа на этапе автоматизации трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Необходимое условие быстрейшей автоматизации звука — постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Если к многократному повторению подключить зрительный слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах, словах, предложениях.

Кто дольше?

Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком ).

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

Научи зайчика

Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, зайчик — ученика.

Доберёмся до предмета

Для автоматизации изолированного звука [р] рисуется машина, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке ). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2—3 ос­тановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или са­молета; для [з] — комарика; для [ж] — жука и т.д.

Играем с пальчиками

— Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым зву­ком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

— Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

— Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

— Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы — это ножки, большой палец при­жимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Дорожка

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одно­временным произнесением двух заданных слов.

Узор

Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза».

— Скажи столько раз слог ла, сколько игрушек.

— Скажи столько раз слог ас (ос, ус, ис), сколько красных карандашей (синих, желтых, зеленых).

— Выбери красные квадраты и скажи столько же раз слог ла.

Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах. Например: Веселый повар решил сварить компот. Что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги аш, ош, уш, иш, еш, яш, проводи линии от фруктов к повару.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал.

Эффективным приемом работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохране­ния и припоминания информации, ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развивать память через приёмы опосредственного запоминания.

Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.

Конспект занятия «Путешествие белочки Лолы»

(Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях)

Цель:

— Уточнить правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях;

— Упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах;

— Упражнять в правильном употреблении антонимов;

— Закрепить умение согласовывать имена прилагательные с именами

существительными в роде и числе;

— Упражнять в согласовании числительных с именами существительными;

— Продолжать учить употреблять имена существительные в косвенных падежах;

— Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

Игрушка белки; карточки с дорожками; гармошка с предметными картинками; набор картинок «Скажи наоборот» и «Лесные жители»; «доски» с картинками; карточки для упражнений «Сложи картинку» и «Лабиринты».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Внимательно послушай и отгадай загадку:

В сосне – дупло,

В дупле – тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле?

Логопед: Правильно, а вот и она сама прискакала из леса и приглашает тебя на прогулку.

2.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: К путешествию нужно как следует подготовиться. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» или «Лопата»). К блинам возьмем с собой вкусное варенье(упражнение «Вкусное варенье» ). Перед выходом в лес давай проверим, насколько мы выносливы: покачаемся на качелях (упражнение «Качели»); побегаем на месте (упражнение «Индюк»); выполним наклоны в стороны ( «Чистим верхние зубы»); попрыгаем («Бочки»).

3.Развитие фонематического слуха.

Логопед: Теперь к прогулке мы готовы. А пойдем мы по дорожке. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [л].

(Логопед кладёт перед ребёнком карточку с дорожкой из квадратиков, читает стихотворение, а ребенок «перешагивает» двумя пальчиками с квадратика на квадратик).

Болонка белку Лолу удивила

Надела платье, белый бант,

Сказала: «У меня талант.

Могу я лаять, петь, скакать,

Вальс и ламбаду танцевать.»

4.Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. ( Логопед кладёт перед ребёнком карточку с кружками-«кочками»)

Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так:

Кла – кло – клу

Плу – пла – плы

Атл- отл –этл

Слу – слы –сла

5.Автоматизация звука [л] в словах.

Логопед: Напрыгались, устали. Давайте отдохнём. Бери гармошку в руки, смотри на картинки, перебирай гармошку и поочерёдно называй все слова. Не забывай правильно и четко произносить звук [л]:

лапа, лотос, луна, лыжи, кукла, седло, платье, глаза, плот, слон, клоун, клубок.

Логопед: Молодец, теперь можно идти дальше. Вот мы подошли к речке. А моста нет, только «доски» какие-то лежат. На каждой доске – картинка. Давай с тобой назовем все картинки: лодка, лось, оладьи, стекло, стол, бокал.

А теперь построим мост. А выкладывать доски надо в таком порядке:

Сначала положи те, на которых картинки, в названии которых звук [л]

слышится в начале слова. Затем положи доски с картинками, в названии которых звук[л] слышится в середине слова и последними – доски с картинками, где звук [л] слышится в конце слова.

6.Игра « Скажи правильно»

Логопед: Чтобы мост служил долго, давай подберём к каждой картинке слово – определение, в котором бы слышался звук [л].

Логопед : Ребенок:

Какой лось молодой лось

Какая лодка плоская лодка

Какие оладьи сладкие оладьи

Какое стекло белое стекло

Какой бокал полный бокал

Какой стол гладкий стол

7.Игра «Скажи наоборот»

Логопед: Мы перешли по мостику. Куда же нам идти дальше? Дорогу найдем, если подберем слова – наоборот. Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [л]. Повтори предложения целиком, выделяя звук [л]. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок. Например: Заяц трусливый, а лев (смелый)

У березки ствол тонкий, а у дуба -… ( толстый).

Суп горячий, а эскимо - … (холодное).

Собака сытая, а волк -…(голодный).

Воздушный шар легкий, а гиря -…(тяжелая)

Великан сильный, а Дюймовочка - …(сладкая)

Марфушка грубая, а Настенька -…(ласковая).

8.Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы вышли на полянку, на которой очень много цветов. Давай и ты собери из счетных палочек колокольчик

(Ребенок выкладывает цветок)

А теперь проговорим стихотворение:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

Колокольчики – цветы

Очень вежливы. А ты?

Составь предложение со словом колокольчик.

9.Игра «Посчитай зверей».

Логопед: Посмотри, как много лесных жителей встретилось на лесной полянке. Посчитай их.

Ребёнок считает: один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов;

один волк, два волка, три волка;

одна белка, две белки, три белки, четыре белки.

10.Лабиринт. (Автоматизация звука [л] в предложениях.)

Логопед: Наша белка Лола заскучала и решила поскакать.

(Логопед выкладывает задание «Лабиринт»). Выбирай любую дорожку и давай посмотрим куда она приведёт белку.

Что сделала белка с предметами, которые она нашла?

Ребенок отвечает:

Белка Лола обула лапти.

Белка Лола села на лавку.

Белка Лола залезла в дупло.

Белка Лола подмела дорожку метлой.

Белка Лола понюхала фиалки.

Белка Лола надела колпак.

Логопед: Пусть звери веселятся на полянке. А нам пора возвращаться в детский сад.

11.Итог занятия.

Список использованной литературы

Болъшева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мне­мотехники. СПб., 2001.

Борисова Е.Л. Индивидуальные логопедические занятия с детьми, имеющими общее не­доразвитие речи. М., 2008.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения зву­ков, М., 2007.

Логопед. Научно-методический журнал. №2/2016; №5/2016; №6/2016 №2/2018; №5/2015.

Узорова О.В., Нефедова ЕА, Игры с пальчиками. М., 2004.

infourok.ru

Особенности логопедической работы с детьми с ФФНР

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.). Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе являются базой для подготовки к обучению грамоте. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение I полугодия I класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с ФФНР предусматривает единство основных направлений в работе: (Н. А. Никашина, А. В. Ястребова).

*постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков

*введение поставленных звуков в речь

*развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов   

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звуко-буквенного состава слов.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы.

Page 2

students-library.com


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ