РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Куда поступать учиться


Куда поступать — советы куда пойти учиться

Вы узнаете самые востребованные профессии для выпускников 9 и 11 классов, ознакомитесь с тем, как выбрать подходящую специальность и на кого пойти учиться, чтобы много зарабатывать.

Выбор профессии – важный и ответственный момент в жизни каждого школьника. От этого выбора во многом зависит ваша будущая карьера, уровень доходов и даже образ жизни.

На связи Андрей Кущев – автор и эксперт журнала «ХитёрБобёр». На личном опыте я расскажу, как выбирать специальность и учебное заведение, куда лучше поступать и как это сделать правильно.

Вы узнаете все о вступительной кампании и подготовке к ней.

1. Куда можно пойти учиться после школы

У каждого абитуриента есть выбор – университет, колледж, техникум, училище или узкопрофильные курсы.

Чтобы вы смогли взвесить все «за» и «против» и сделать правильный выбор, рассмотрим все доступные варианты.

ВУЗы

Высшее образование – лучший вариант. Наличие «вышки» многократно повышает ваши шансы получить хорошую и высокооплачиваемую работу. Кроме того, обучение в университете дает и другие преимущества – обширные и структурированные знания, которые обязательно пригодятся в будущем, даже если не будете работать по специальности.

В вузах готовят квалифицированных и востребованных специалистов. Но есть и другая сторона медали – не все выпускники высших учебных заведений имеют хорошую работу и высокий оклад.

Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда кто-то из ваших друзей или знакомых рассказывал, что у него есть диплом, но он безработный. Такое часто случается. Скорее всего, этот человек пошел в вуз за дипломом, а не за знаниями – это самая распространенная ошибка.

Хороший специалист не будет безработным. Если вы стремитесь им стать и испытываете интерес к выбранной профессии – поступайте в университет, учитесь и занимайтесь самообразованием. Возраст — не помеха для повышения квалификации. Даже в 45-50 лет люди успешно осваивают новые профессии, в том числе дистанционно (заочно).

Техникумы, училища, колледжи

В техникумы, училища и колледжи поступают как после 9 класса, так и после 11-го. Поступить в них проще, чем в университет. Длительность обучения – от одного до трех лет, в зависимости от специальности и учебного заведения.

Здесь обучают практическим специальностям, связанным с хозяйственной деятельностью и работой на предприятиях, часто бесплатно, с условием дальнейшей отработки по специальности.

Выпускники техникума или колледжа получают диплом младшего специалиста, а выпускники училищ – диплом о среднем профильном образовании.

У этих учебных заведений есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

Минусы:

Узкопрофильные курсы

Специальностью можно овладеть и в короткие сроки – на узкопрофильных курсах.

В короткие сроки можно выучиться на парикмахера — всегда будет спрос, а значит — и зарплата

После прохождения курсов учащиеся получают сертификаты, которые подтверждают их квалификацию и помогают трудоустроиться в будущем.

На популярных курсах готовят:

Статистика по заработку взята с сайта russia.trud.com.

Есть курсы, связанные с IT. На них учат созданию сайтов, дизайну, программированию, рекламе, заработку в интернете.

Нередко на курсы записываются уже состоявшиеся специалисты – для повышения квалификации.

2. Как выбрать профессию — практические советы и рекомендации

От вашего выбора зависит не только будущее материальное благополучие, но и круг общения.

Если вы читаете эту статью, наверняка у вас уже есть некоторые варианты. Чтобы остановиться на правильном для вас выборе, ознакомьтесь с рекомендациями.

Совет 1. Посещайте дни открытых дверей

Большинство учебных заведений дважды в году проводят дни открытых дверей – весной и осенью.

Чтобы у вас сформировалось объективное представление об учреждении, вы обязательно должны посетить его, пообщаться с преподавательским составом и администрацией. Такая возможность у вас будет – они заинтересованы в вас. По этой причине и проводятся такие мероприятия.

Заранее подготовьте список вопросов, ответы на которые вы хотели бы узнать.

Если у вас несколько вариантов – посетите каждый из них, чтобы затем сравнить и выбрать лучший.

Совет 2. Исследуйте рынок труда

Специальность должна быть востребованной, иначе после прохождения обучения у вас возникнут трудности с поиском работы.

К примеру, в начале 2000-ых особой популярностью пользовалась профессия юриста. Каждый стремился получить юридическое образование и сделать хорошую карьеру адвоката или нотариуса.

Это привело к тому, что произошло перенасыщение рынка юристами. Людей с таким образованием больше, чем того требует спрос. Из-за этого большинство из них работают не по специальности.

Вывод: внимательно изучайте рынок труда и делайте правильный выбор.

Совет 3. Разберитесь в своих предпочтениях

Лучшая работа – высокооплачиваемое хобби. Вы должны любить то, что делаете. Это повышает продуктивность труда, а вовлеченность увеличивает скорость продвижения по карьерной лестнице.

Не выбирайте то, что вам не интересно или то, что модно – это грубейшая ошибка.

Совет 4. Пройдите тест на профориентацию

Если вам сложно сделать выбор – вам поможет тест на профориентацию. Он покажет, к каким направлениям у вас наибольшая предрасположенность. Такие тесты проводят психологи. Длительность теста не ограничена. Она определяется индивидуально. Обычно – от 1 недели до 1 месяца.

В интернете есть готовые тесты на прохождение профориентации, но они показывают лишь приблизительные результаты.

Чтобы пройти этот тест, необходимо обращаться к квалифицированному специалисту.

3. ТОП-8 востребованных профессий

Есть специалисты, потребность в которых только растет – это врачи, менеджеры, программисты, инженеры, банкиры и аграрии.

Правильный выбор профессии — залог успешного будущего

Эти направления – самые востребованные, перспективные и высокооплачиваемые в период 2015—2020.

Врачи

Хороший врач – на вес золота. Особо востребованы представители узкого профиля – дерматологи, диетологи, логопеды, отоларингологи и офтальмологи. В больницах и частных клиниках дефицит работников, представляющих эти направления. Поэтому они готовы брать на работу даже молодых специалистов.

Больше всех зарабатывают дантисты и хирурги. Они востребованы по всему миру.

Программисты

Развитие IT-сферы невозможно без программистов. Компании стремятся иметь у себя в штате таких специалистов. Чем выше квалификация – тем выше оклад.

Инженеры

Инженеры-технологи и инженеры-проектировщики особо востребованы. Ими интересуются промышленные компании, строительные фирмы, производства. Предприятия готовы бороться за хорошего и опытного инженера.

ТОП-менеджеры

Компаниям нужны хорошие управленцы. От них зачастую и зависит успех работы предприятия, количество продаж и его репутация. Поэтому потребность в профессиональном менеджере всегда велика.

Рабочие специальности

Предприятия не могут функционировать без рабочей силы. На рынке труда образовался существенный дефицит в электриках, слесарях, машинистах, трактористах и сварщиках.

К примеру, квалифицированные электрики нужны на каждое предприятие, а сварщик может работать в различных сферах – на заводах, на сельскохозяйственных предприятиях, в ремонтных мастерских и на кораблестроительных предприятиях.

Особо востребованы представители этой специальности в Европе и США.

Специалисты в области сельского хозяйства

Аграрный сектор – самый быстроразвивающийся в России. Так, например, в 2017 году фермеры собрали рекордный урожай зерновых – 130 млн тонн. Это на 11% выше, чем годом ранее. Предыдущий рекорд был поставлен в 1978 году – 128 млн тонн.

Россия – мировой лидер по продаже зерновых после США.

Потребность в аграриях уже высока. В будущем она будет только увеличиваться. На фермерские хозяйства нужны агрономы, ветеринары, комбайнеры и трактористы.

Банковский сектор

Банковский сектор в РФ хорошо развит. Представительства крупных банков открываются даже в маленьких городах. Потребность в сотрудниках растет.

Востребованными остаются консультанты, кредитные специалисты и кассиры.

Бухгалтерия

Отношение аналитиков к этой профессии неоднозначно.

В 2016 году в Минфине заявили, что профессия бухгалтера теряет свою актуальность. Развитие цифровых технологий сделает ее ненужной.

Подобное мнение высказал и генеральный директор бухгалтерского сервиса «Фингуру» Алексей Ермолов. Он утверждает, что эту профессию вытеснят технологии – также, как и профессию водителя уничтожат беспилотные автомобили.

Однако с этим мнением согласны не все. Генеральный директор конструктора документов FreshDoc Николай Пацков заявил, что эти разговоры ведутся уже 25 лет – с момента появления программы 1С.

Речь идет о рядовых бухгалтерах, которые привыкли заниматься рутинной работой. Хорошие специалисты, способные обучаться и осваивать новые технологи, сохранят свои позиции на рынке труда.

4. Как выбрать ВУЗ для поступления — полезные хитрости

Выбор ВУЗа – первый шаг в вашей карьере. Важно не ошибиться и принять правильное решение.

В РФ насчитывается 1256 высших учебных заведений и их филиалов, поэтому выбор у вас очень велик.

Пообщайтесь с выпускниками

Объективную информацию об учебном заведении смогут дать только те, кто там учился. Расспросите как можно большее количество студентов и выпускников. Если университет критикуют, уточните детали – почему, что в нем плохого. Абстрактная критика ничего не значит – недовольных студентов везде много. Исключение – ведущие вузы страны.

Я поступал учиться в 2013 году и остановил свой выбор на 3 университетах. В каждый из них я подал копии документов – чтобы увеличить свои шансы. Во время вступительной кампании я общался со студентами и выпускниками этих вузов. Это помогло мне принять решение, о котором я никогда не жалел.

Я находил студентов и выпускников в социальных сетях. Это очень просто – у каждого заведения есть неофициальное сообщество ВКонтакте – там много желающих поделиться своим опытом.

Обратите внимание на количество направлений в ВУЗе

Чем больше специальностей в университете – тем лучше. Иногда в процессе обучения приходит понимание, что выбранное ремесло – не ваше призвание. Но это не причина для расстройства – у вас всегда есть шанс перевестись на другую специальность или даже на другой факультет.

Чтобы это сделать, нужно сдать академическую разницу – дисциплины, которые уже изучили ваши будущие одногруппники. Проще всего это сделать на первом курсе. В это время изучают общеуниверситетские предметы – зачастую они у всех одинаковы. Профильных предметов на начальном этапе обучения немного.

Узнайте размер стипендии

Бюджетное место – идеальный вариант для абитуриента. Если вы прошли на бюджет, первые полгода вы точно будете получать академическую стипендию. Далее – по результатам сессии.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» стипендия начисляется студентам, которые закрыли сессию на «хорошо» и «отлично».

Размер стипендии в российских университетах и академиях – 1633 рублей, в училищах и техникумах – 890 рублей.

Из-за нестабильной экономической ситуации стипендии постоянно индексируются. Так, в начале 2018—2019 учебного года стипендии проиндексировали на 4,0%.

Не зацикливайтесь на имени

Громкое название ВУЗа и его популярность – не главное. Ваша задача – выбрать тот университет, который подходит именно вам.

К примеру, вы хотите стать программистом. Для этого вам не обязательно выбирать самый солидный университет. Чтобы стать программистом, нужны знания и практика, а не красивая надпись на дипломе.

5. Чек-лист выпускника школы

Чтобы ничего не забыть и все делать правильно, делайте это последовательно.

Чек-лист включает в себя 5 главных пунктов-рекомендаций.

1) Определитесь, кем хотите быть

Вступительная кампания начинается с выбора профессии. Если вы еще не определились или сомневаетесь – выбирайте несколько специализаций. Вы вправе подать документы в 5 университетов одновременно.

2) Составьте список вузов, в которых есть нужная специальность

Вы должны знать, в каких учебных заведениях готовят специалистов по выбранной вами специализации. Составьте список таких учреждений. Во время его составления обращайте внимание на количество бюджетных мест и проходной балл.

Если данных по количеству бюджета на текущий год еще нет, посмотрите, сколько бюджетных мест было годом ранее. Цифры не будут существенно отличаться.

3) Вычеркните учебные заведения, которые вам не по карману

Не на каждые специальности есть госзаказ. Стоимость обучения существенно отличается.

В Москве и Санкт-Петербурге она выше, чем в регионах. Если выбранный ВУЗ в другом городе, посчитайте, сколько денег вы будете тратить на аренду жилья, продукты и другие расходы.

4) Проверьте рейтинг ВУЗов, которые остались в списке

Если список длинный – продолжайте вычеркивать. Посещайте сайт вуза и его страницы в социальных сетях, узнавайте детали.

5) Выберите несколько ВУЗов и сдавайте вступительные экзамены

Вы вправе подать документы на поступление одновременно в 5 учебных заведениях.

Чтобы увеличить шансы, выберите 1-2 университета, в которые вы уверены, что поступите. Это будет страховкой, а документы подавайте во все 5.

Детальнее о выборе профессии и учебного заведения смотрите в видео:

6. Заключение

Выбор за вами. Выбирайте обдуманно и не делайте поспешных выводов. От вашего решения зависит, как вы потратите ближайшие годы — впустую или с пользой для всей последующей жизни.

Вопрос к читателям:

А какие вузы в вашем городе, на ваш взгляд, самые перспективные?

Желаем удачи с поступлением и успешной учебы! Заранее благодарим за комментарии и отзывы к статье. До новых встреч!

hiterbober.ru

Куда пойти учиться: чек-лист по выбору университета и специальности

Некоторые с детства знают, что хотят стать врачом или шахтёром. Другие вообще не представляют, кем работать. Кому-то финансы и результаты учёбы в школе позволяют пройти на любой факультет, а кто-то выбирает из того, что доступно. Как быть, если вы ещё не знаете, в какой университет лучше поступить? Зависит от того, что мешает вам определиться с выбором.

Вы не знаете, какой вуз лучше

Хороший университет — расплывчатое понятие. Чтобы понять, какой вуз сделает из школьника крутого специалиста, нужно перерыть кучу данных.

Посмотрите на рейтинг

Учтите, что рейтинги университетов разные. Простые списки вроде «100 лучших вузов мира» не подходят: то, что они оценивают, не всегда нужно для будущей профессии. Ищите рейтинги, которые отражают трудоустройство выпускников: сколько специалистов нашло работу после учёбы, как быстро они устроились и работают ли по специальности вообще.

Информация для размышления:

  1. Рейтинги агентства «Эксперт РА»: начиная с абстрактного «лучший вуз» и заканчивая списком самых востребованных работодателями.
  2. Мониторинг Министерства образования и науки РФ о трудоустройстве выпускников.
  3. Рейтинг качества образовательной деятельности (также по версии Минобразования).
  4. Пример зарплатного рейтинга портала SuperJob. Поищите аналогичные подборки для других профессий.

Если вы собрались поступать, а ваше учебное заведение ни в каком списке не фигурирует, спросите у представителей вуза, легко ли выпускники находят работу. Возможно, вуз и не отслеживает судьбу всех выпускников, но хотя бы сотрудничает с работодателями и помогает в трудоустройстве. Расспросите о таких программах: действуют ли они и на каких условиях.

Пообщайтесь с выпускниками

В социальных сетях полно групп выпускников. Поищите их и спросите у бывших студентов, стоило ли то, что они получили, потраченных сил и времени. Примерный список вопросов:

  1. Как работодатели реагируют на диплом вуза?
  2. Пригодились ли знания с лекций и семинаров в работе?
  3. Как оценивают вуз коллеги?
  4. Довольны ли выпускники уровнем зарплаты? Как быстро продвигаются по карьерной лестнице?

Сходите на все дни открытых дверей

Вузы проводят встречи с абитуриентами, чтобы расхвалить себя. Походите, послушайте. Спрашивайте, как трудоустроиться после вуза, можно ли перевестись на другой факультет и как это сделать.

Узнавайте больше о возможностях обучения, поездок за границу. Задавайте вопросы об оборудовании в лабораториях и даже качестве еды в столовой.

Вы не знаете, кем хотите быть

Не переживайте, если ещё не решили, чем хотите заниматься. У вас есть время, чтобы выбрать дело своей мечты. Но если поступать вы хотите уже сейчас (чтобы не терять время или по другим соображениям), попробуйте найти подходящий вариант.

Поищите профессии, о которых не знаете

Откройте справочник профессий (у Министерства труда и социальной защиты РФ есть такой и такой) и посмотрите, кем вы можете работать. Просто читайте описания профессий по порядку. Если что-то понравится, зайдите на любой портал поиска работы и рассмотрите вакансии. Проанализируйте, какие требования предъявляют к соискателям и что вы должны будете уметь.

Иногда такой свободный поиск даёт больше, чем все тесты профориентации.

Выберите вуз с большим количеством направлений

Если через год-другой вы поймёте, что хотите заниматься совсем не тем, то сможете найти подходящую специальность внутри своего университета. Тогда будет проще перевестись на другой факультет и сдать дополнительные предметы.

Остановитесь на самом сложном

Если понятия не имеете, кем хотите быть, но учиться всё-таки надо (родители давят или вы боитесь армии больше, чем сессии), то выберите сложную специальность.

Во-первых, на сложных направлениях меньше конкуренция. Во-вторых, если вы решите сменить факультет или специальность, после сложной учёбы всё остальное покажется раем. В-третьих, навыки самодисциплины и преодоления трудностей — лучшее, что может дать современный вуз.

Выберите практическую специальность

Такую, чтобы вы могли сразу после учёбы или даже во время неё начать работать. Иначе после университета вы можете обнаружить себя с дипломом, который не нужен ни вам, ни нанимателю.

Лучше заработать на нелюбимой должности и накопить деньги на новое дело, чем потратить несколько лет на корочки, которые не пригодятся вообще.

У вас нет денег

Обучение — это дорого. Или нет?

Не зацикливайтесь на громком имени

Грубо говоря, если вы хотите стать математиком, вам надо стать математиком, а не студентом Самого лучшего математического университета. Поэтому ищите нужную специальность в других вузах и в других городах. Может, вы найдёте вариант за многие тысячи километров, но со стипендией.

Не останавливайтесь на Москве и Санкт-Петербурге: хорошие вузы есть не только в них. Исследование ВШЭ на тему доступности образования в 2016 году поможет по-новому взглянуть на географию образования.

Поступите в колледж

Колледжи дешевле. В них программу проходят быстрее. И через несколько лет на руках будет готовая специальность, работа и возможность учиться на заочном или вечернем отделении, не думая о том, как родители будут оплачивать учёбу.

Выберите вуз, в котором платят хорошие стипендии

Во многих вузах активных и талантливых студентов поощряют, выплачивая им дополнительные стипендии. Также деньгами может помочь регион.

Узнайте, есть ли в вузе, в который вы собрались, такие стипендиаты. Спросите, как они этого добились. Останется мелочь — стать одним из лучших студентов университета.

Попробуйте целевой набор

Целевой набор — это когда за ваше обучение платит предприятие, а после учёбы вы должны на этом самом предприятии отработать. Иногда договор заключается не с предприятием, а с муниципальными органами власти. По сути, это разновидность образовательного кредита, только возвращать долг приходится не деньгами, а работой.

Узнайте, есть ли в интересующем вас вузе целевой набор, спросите, с какими предприятиями там работают. Возьмите контакты отделов, которые заключают договоры, — и вперёд, изучать условия и особенности обучения.

Учтите, что приказы о зачислении целевиков подписываются раньше, да и заявления нужно подавать весной. Лучше всего успеть всё сделать на весенних каникулах.

Чек-лист выпускника школы

Если вы запутались, что делать прямо сейчас, проверьте себя по короткой инструкции:

  1. Определитесь, кем хотите быть.
  2. Составьте список вузов, в которых есть нужная специальность.
  3. Вычеркните учебные заведения, которые вам не по карману.
  4. В разных рейтингах проверьте положение оставшихся.
  5. Выберите несколько вузов, ради которых стоит постараться и сдать экзамены.

lifehacker.ru

На кого пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать

Чтобы выжить в этой стране, нужно зазубрить, как «Отче наш», одно важное правило: всегда думай о будущем, но никогда на него не надейся. Как ведь получается, ты учишься, копишь капитал, пашешь с утра до зари, строишь планы, а потом – дефолт, революция, и добро пожаловать в новый мир с голой задницей. И чтобы хоть как-то удержаться на плаву и гарантировать своим трудолюбием безбедную жизнь, важно найти хорошую профессию, нужную, высокооплачиваемую. Во все режимы, во все времена, даже самые тяжёлые, были ремёсла, на которые спрос был повышен, и позволить умельцы себе могли чуточку, а иногда и намного больше. Страна ведь продолжает существовать.

Конечно, делать прогноз и гарантировать, что всё сбудется, может только отчаянный смельчак вроде депутата красноярского горсовета, который назвал Кадырова позором России и вообще много чего нелестного про него наговорил. В конце концов, какое-то время назад некоторые «эксперты» утверждали, что нет ничего лучше фриланса. Ещё раньше говорили, что работа бизнесмена даже лучше, чем Иисус. А в Советском Союзе люди с высшим образованием уходили из НИИ, потому как на заводах платили больше. Было сложно, но, перелопатив кучу аналитики, поговорив с экспертами, мы составили небольшой список перспективных профессий, ради которых нужно закончить ВУЗ. Спрос на электриков и прочих рабочих людей будет всегда, но ведь всем нам хочется прибавить своему образу элитарности за счёт высшего образования и добраться до Олимпа, не орудуя мотыгой в дождь и снег.

Финансисты

Больше всего денег у тех, кто с ними работает, со времён Теодора Драйзера и его великой трилогии ничего не изменилось. Сколько ни говори про развитие технологий и апокалиптический спрос на инженеров, финансы есть финансы. Кто ворочает шекелями, йенами да прочим златом, тот ворочает миром. Да даже те, кто их просто считает. Топ-финансисты, как и сейчас, будут в шоколаде. Вслед за ними сладкой глазурью покроются финансовые аналитики. Пока что ни одна экономика без них не может обойтись.

Если в 90-е любой предприниматель мог открыть свой банк, то сейчас среди банкиров превалируют люди с прекрасным, как манеры английской королевы, образованием и различными бизнес-степенями. По сути, банкирами сегодня зовут менеджеров среднего и высшего звена, работающих в финансовых организациях. Это не только хорошие экономисты, но и управленцы, и аналитики. В народном воображении это люди в дорогих костюмах, в больших кабинетах, оставляющие подписи золотыми паркерами. Короче, Скруджи Макдаки, и вот этот банкир-мудак из «Харли Девидсона и Ковбоя Мальборо».

Где учат? И куда же идти учиться? Необходимые знания и навыки можно получить на экономических факультетах вузов, выучившись по специальности «банковское дело» или «финансы и кредит». Наиболее охотно на работу берут выпускников Финансовой академии при правительстве РФ, Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, МГУ и МГИМО. Но это, конечно, дело случая. Главное – характер и стремление. И не забывай, здесь знания играют большую роль, поэтому учиться и зубрить придётся, если хочешь стать высокооплачиваемым специалистом.

Маркетологи и рекламисты

Реклама – двигатель торговли, а рекламисты – торговцы воздухом и мечтой. Что ни говори, но на эту мечту и на этот воздух люди ведутся уже не одну тысячу лет. Просто в привычном понимании реклама появилась относительно недавно. Товары будут производиться, конкуренция тоже всегда будет, и продвигать всё это благообразие тоже как-то нужно. Если, конечно, мы не вернёмся на машине времени в СССР, когда у госпроизводства конкурентов не было, кроме разве что контрафакта.

В России реклама находится в жутко зачаточном состоянии. Она появилась всего-то 26 лет назад. Стране будет требоваться все больше копирайтеров и креативных продюсеров. Однако только в том случае, если будет нормальный рынок. Поэтому у маркетологов, бренд-менеджеров, конечно, PR-менеджеров и прочих рыночных стратегов появится хороший шанс озолотиться. Однако, как и в любой творческой профессии, здесь будет существовать ощутимый разрыв между зарплатой профессионала высокого уровня и рядовыми сотрудниками. Так что стремись к золотому трону.

Где учат? Что касается образования, то тут идеальным будет получить заграничное образование, потому что пока русский медведь сосал коммунистическую лапу, белоголовый орлан выпускал всё новые и новые пособия по рекламе и маркетингу. В ВУЗах, как правило, учат устаревшей ереси, поэтому всё зависит от уровня продвинутости преподавателя. Как правило, преподают бывшие историки и физики, и только сейчас появляются педагоги с гордой надписью «специалист по рекламе и PR» и «маркетолог» в дипломах и, что самое главное, опытом работы в этих сферах. И туда иди, важные знания всё равно получишь.

IT

Сегодня так называемая сфера IT популярна, как никогда, ведь все, даже крупный бизнес, стараются уйти в интернет, там и свободы больше, и дешевле. Собственно говоря, интернет-магазины не просто так процветают. Тем более мир только начал компьютеризироваться, дальше будет только лучше. Грамотный компьютерщик нужен и важен абсолютно везде, даже если небеса разгневаются окончательно и в России появится свой закрытый интернет, то без программистов не обойтись. Некоторые наверняка будут даже платить за то, чтобы выйти за пределы отечественного онлайн-пространства. Вот поэтому в 2016 году в России компьютерщики входят в топ самых востребованных. И тут огромное количество вариантов, как бы ни казалось это странным. Причем о многих вариантах специальностей молодое поколение и не слышало: html-верстальщики, дизайнеры веб-сайтов, программисты в различных областях, тестировщики программного обеспечения, системные администраторы и многие другие, имя им – легион.

Где учат? Конечно, отточить свои таланты можно и самостоятельно, с помощью пособий, сайтов и книжек. Но чтобы стать настоящим разноплановым профи, твоему вниманию предоставляется широкий спектр факультетов. тут и факультеты информационных систем и компьютерных технологий, и факультеты кибернетики и информационной безопасности, и прикладной информатики. Выбирай!

Медики

Согласен, немного странно видеть медиков в топе высокооплачиваемых специалистов. Особенно после того случая в Брянске, где раздосадованный низким заработком доктор нечаянно убил пациента. Последние лет 80 врачей хоть и считают интеллигенцией, но на их карманах это не сильно отражается. Разумеется, если дело не касается стоматологов, мировых светил, косметических хирургов и просто хороших хирургов. Однако, по мнению ряда экспертов, через 10 лет медики получат по заслугам и войдут в семерку наиболее высокооплачиваемых специалистов. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми к 2022 году, по их мнению, будут нейрохирурги и реабилитологи – те, кто будет возвращать наши собранные после аварий и прочих неприятностей тела к нормальной жизни. Собственно, другие считают, что высокооплачиваемыми будут врачи только высокой квалификации. Среднестатистический врач вряд ли переместится в эту группу, потому что это бюджетная сфера. Медицина будущего будет становиться все более высокотехнологичной: врачи станут сотрудничать со специалистами в области нано- и биотехнологий, генетики и электроники. Следовательно, появятся пугающие пожилых медсестёр специалисты-наномедики, занимающиеся обслуживанием нанороботов, способных изнутри «латать» человеческий организм, а также флеш-хирурги, расширяющие возможности человеческого мозга хирургическим путем. Правда, наступление такого будущего они отодвинули не на 10, а на 20 лет. Ну и не забывай, что с высокой технологизацией медицины увеличится потребность в инженерах медицинского оборудования. Но не забывай, что в маленьких запущенных городах, где в районной поликлинике главной ценностью является сорокалетний аппарат для УЗИ, таких специалистов вряд ли будут принимать. Дорого это. Так что надейся на большие города – чем больше, тем выше шанс устроиться наномедиком.

Где учат?

Где этому учат? Конечно, в медакадемиях. Будь готов к самому долгому обучению из всех возможных.

Инженеры

Исходя из того, что во многих крупнейших городах и регионах государства постоянно затеваются масштабные градообразующие производства, при этом семимильными шагами развивается международное промышленное партнерство, на данном этапе существует острый дефицит профессиональных инженеров, технических работников, а также руководителей среднего звена на производстве. В приоритете останется сочетание технического, юридического и экономического образования. Не лишним будет наличие знаний английского или любого другого европейского языка. Где учат? Любой технический ВУЗ – к твоим услугам. Инженерные специальности ждут своих новобранцев, главное – выбрать ту инженерную сферу, в которую тебя тянет.

Нанотехнологи

Нанотехнологии – это сфера, в основе которой лежит работа с молекулами и атомами. В связи с тем, что данное направление резко начало развиваться и нашло огромную поддержку у правительства, в ближайшем будущем будет продолжать расти спрос на специалистов из данной области. Нанотехнологии используют в машиностроении, в космических технологиях, медицине и пищевой промышленности. Однако есть риск, что финансирование вскоре закроется, потому что на технологии тратится очень много денег, а отдача мизерная. «Роснано» стало больше объектом шуток, чем реально полезной организацией. Однако за технологиями – будущее, и кто знает, может быть, твои знания найдут применение за рубежом? В 50-х все мечтали стать физиками-ядерщиками, в 90-х – проститутками, киллерами и биологами. Этот период, безусловно, за… нанологами.

Где учат?

Во многих технических вузах уже сегодня можно получить профессию с приставкой «нано». Образование можно получить по специальностям «Электроника и наноэлектроника» или «Наноматериалы» в некоторых высших учебных заведениях, например, в Московском энергетическом институте (МЭИ), Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ), Университете имени Н.Баумана и Российском химико-технологическом университете им. М.Д. Менделеева (РХТУ).

А питерский электротехнический университет ЛЭТИ и вовсе является одним из мировых лидеров в области нанотехнологий. Там можно получить дополнительное образование по направлениям «Диагностика микро- и наносистем», «Микро- и наносистемная техника» и «Физические основы нанотехнологий».

P.S.

Однако не забывай простую истину: в любой сфере много зарабатывают только высококлассные специалисты. Рядовые сотрудники над златом не чахнут. Данный рейтинг составлен с точки зрения спроса. В большинстве своём он состоит не из гуманитарных профессий. Так что же, гуманитарии не нужны? Конечно, нужны. И если у тебя хватит ума и терпения, то ты озолотишься и на своём поприще, даже если учился на библиотекаря. А если нет мозгов, то и финансиста из тебя не получится.

brodude.ru

Куда пойти учиться? Советы инсайдера.

Андрей  Владленович Белоцерковский

ректор Тверского государственного университета,

профессор, доктор физико-математических наук

Куда пойти учиться?  Советы инсайдера.

Приближается лето, а это означает, наступает пора мучительных колебаний, волнений и тревог для выпускников школ, их родителей, близких и друзей. Нужно сделать выбор, который потом определит многое в жизни. Одна из важнейших точек ветвления: «налево пойдешь, направо пойдешь, прямо пойдешь…». Речь идет о выборе следующей образовательной, а, значит, и жизненной траектории. Высшее образование стало абсолютно необходимым условием жизненного успеха, и выпускники школ устремляются в университеты, академии и институты. Выбор огромный, есть старые проверенные временем вузы, появилось много новых – массовый спрос породил предложение. Все выдают диплом государственного образца.  Родители, чье мнение наиболее весомо при принятии таких серьезных решений, сейчас находятся в сложном положении, поскольку свой образовательный опыт трудно перенести на сегодняшний день. Слишком велика разница в граничных  условиях. С другой стороны, благодаря «демографической яме», для абитуриента сегодня самое благоприятное время. Выбор вузов по-прежнему очень широк, а претендентов на места в них мало, конкурс низок, что делает многое ранее недоступное практически возможным. Прием по результатам ЕГЭ ставит очень многих в положение выбора, т.к. можно быть принятым сразу в несколько вузов по нескольким специальностям. Куда пойти учиться, в какой вуз, на какую специальность? Как наилучшим образом подготовить своего ребенка к будущей самостоятельной взрослой жизни? 

Как человек, много лет работающий в системе российского высшего профессионального образования, входящий в различные рабочие группы и советы Министерства образования и науки РФ, ЮНЕСКО и ВМО, в течение 2 лет занимавшийся научными исследованиями и преподаванием в Японии, в течение 3 лет профессорствовавший в США, и, поэтому, хорошо знающий ситуацию изнутри как в российском, так и в международном образовании, выскажу свои соображения по этим актуальным для многих вопросам.  Итак, начнем по порядку.

Каким должно быть получаемое образование?

Ответ кажется очевидным: хорошим, качественным. Давайте определимся с самим понятием качества образования. Разные заинтересованные стороны понимают под этим совершенно разные вещи. Например, менеджеры под качеством подразумевают степень соответствия норме (задаваемой образовательным стандартом). Преподаватели - уровень знаний, академическую успеваемость. Студенты - конкурентоспособность на рынке труда, способность к адаптации и карьерному росту, добавленную стоимость, принесенную образовательной программой. Работодатели - готовность к решению практических задач, существенный вклад в работу компании. Государственные органы - отдачу на единицу вложений.  И все это – правильно, все это компоненты качества. О какой бы грани качества мы не говорили, всегда присутствует связь качества продукта (в том числе, образовательного) с затратами на его производство. Поэтому хороший продукт не может быть дешевым, хотя, как мы знаем, совсем не обязательно самый дорогой продукт оказывается самым качественным. Если же свести многопараметрическую задачу оценки качества к одному простому признаку хорошего образования, то это будет сложность и трудоемкость его получения. Хорошее образование очень тяжело дается. Причем, чем тяжелее, тем оно лучше. Хорошее образование учит много работать и всего добиваться только своим трудом. Хорошее образование учит не сдаваться, если что-то не получается, и часто создает ситуации, когда что-то может не получиться, учит ставить и решать задачи.      

Главное качество, развиваемое хорошим образованием, это способность учиться и переучиваться самостоятельно в течение всей жизни. Есть одно существенное различие между студенческой жизнью в России и в США. У нас это традиционно самый счастливый и радостный период в жизни каждого человека. В США это один из самых тяжелых периодов: у студентов очень большая нагрузка, да еще и работать в двух-трех местах надо. Если судить по результатам, то «тяжелая» модель более эффективна. Таким образом, не следует  искать легких путей. Идти нужно туда, где учиться тяжело. «Тяжело в ученье, легко в бою»

Какая специальность?

Хочу высказать одну крамольную мысль: специальность по образованию и область профессиональной деятельности совсем не обязательно должны совпадать. Более того, наиболее успешные люди работают вообще «не по специальности». Скажите, по специальности своего первого образования работает Президент РФ? А Премьер-министр? А другие успешные государственные деятели и бизнесмены? Этот список можно продолжать и продолжать. Я, например, тоже работаю не по специальности, ректором, а не физиком-исследователем, как записано в моем дипломе о высшем образовании. Кстати, если посмотреть на анкеты самых богатых и успешных людей в России, то абсолютное большинство из них в качестве первого или основного высшего образования имели или физико-математическое, или естественнонаучное, или техническое образование в хорошем («сложном») вузе. А физики в этом списке вообще доминируют. Интересно, почему? Дело, во-первых, в сложности освоения образовательной программы («учиться тяжело»). Во-вторых, программа  развивает логику системного и критического мышления. В-третьих,  развиваются навыки решения нетиповых задач. Нужные в любой сфере профессиональной деятельности «мозговые мышцы» заведомо «накачиваются» у тех, кому удалось преодолеть все преграды на пути освоения физико-математической образовательной программы. Безусловно, эти «мышцы» могут быть развиты образовательными программами и в других областях, но только при обеспечении определенного уровня сложности  или самим содержанием осваиваемой области, или созданными искусственными преградами в виде задач, исследований, проектов и т.д.  Именно глядя на статистику успешности, я бы посоветовал обратить внимание на физико-математические и естественнонаучные специальности в качестве первого базового высшего образования. Да, это тяжело, да, это порою кажется ненужным и непреодолимым, но зато потом «легко в бою», в том числе и при дальнейшем освоении других дисциплин и курсов в постоянно меняющейся профессиональной жизни. Из-за демографической ситуации поступление на эти ранее труднодоступные специальности сейчас возможно. Уникальный шанс! Должен отметить и все еще высокое по международным меркам качество физико-математического образования и науки в России. Хочу напомнить, что практически все Нобелевские премии в области науки, когда-либо получаемые российскими учеными, присуждались в области физики.

Резюмируя, при выборе специальности, необязательно думать о конкретной будущей профессии. Нужно быть готовым ко многому. Конечно, есть счастливые (но статистически редкие) случаи полной профессиональной ориентации выпускников школ. С явно выраженными способностями, склонностями, интересом. Это здорово! В таком случае, необходимо воплощать свои способности и намерения с тем, чтобы заниматься любимым делом. Любимое дело всегда делается хорошо и трудности, преодолеваемые в нем, не тяготят. Однако, в массе своей выпускники школ профессиональный выбор не сделали, да и рано: личного опыта и знаний маловато. Поэтому необходимо думать о хорошем, т.е. сложном, образовании, максимально развивающем способности к труду, критическому мышлению,  самостоятельному обучению и решению нетиповых задач. В дальнейшем на таком фундаменте можно будет достраивать любые профессионально ориентированные дополнительные образовательные траектории..

Дома или в столице?

Опыт США и ряда западных и азиатских стран говорит: учиться в колледже надо подальше от дома, это развивает самостоятельность, тренирует жизнестойкость. Однако, напрямую переносить этот опыт на нашу почву я бы не стал. Дело в том, что, во-первых, американцы заканчивают школу позже, в 18-19 лет, по контрасту с нашими 16-17. В таком раннем возрасте никому там в голову не придет отрывать ребенка от дома и отправлять в самостоятельное плавание. Кроме того, разница между организацией учебного процесса в старших классах американской highschoolи первыми курсами колледжа не очень велика – та же самая кредитно-модульная система, большое количество индивидуальных и групповых проектов, много самостоятельной работы. В наших условиях, система организации школьных занятий принципиально отличается от вузовской, и эта разница требует от студентов младших курсов немалых усилий по адаптации.  Лучше, когда этот нелегкий процесс происходит при участии и поддержке родителей.

С этой точки зрения, первый уровень высшего образования у нас лучше получать, живя дома с родителями. С другой стороны, конечно, для молодых людей очень привлекательны Москва и Санкт-Петербург, с огромным количеством самых разнообразных вузов и притягательными атрибутами культурно диверсифицированной столичной жизни. Сегодня, в силу уже не раз упоминаемой демографической ситуации, столичные вузы стали намного доступнее. Если абстрагироваться от социальных аспектов жизни, каково сравнительное качество образования в столичных вузах по сравнению с региональными? Ответ совершенно неоднозначен. 

Мы знаем, как финансировалась высшая школа в 90-е. Существование на грани выживания в течение почти десяти лет привело к  сворачиванию научных исследований, вымиранию научных школ, отсутствию притока свежих кадров, моральному и физическому старению лабораторий и оборудования, да и самого профессорско-преподавательского состава. Все это не могло не сказаться на качестве образования самым негативным образом. На это наложилась волна «массовизации» высшего образования, которая привела почти к утроению количества студентов в России.  Для вузов появился способ зарабатывать на платных студентах и поправлять свой скудный бюджет. Нередко рост количества студентов приводил к снижению качества их подготовки.  Так вот, в среднем, от этих негативных тенденций значительно больше пострадали столичные вузы. Средний возраст профессорско-преподавательского состава в столицах сегодня на 5-10 лет выше, чем в регионах. С одной стороны, отток кадров там был более интенсивным в силу больших возможностей по высокооплачиваемому трудоустройству. С другой стороны, основной наплыв платных студентов тоже пришелся на столицы в силу большего платежеспособного спроса. Поэтому сейчас, при том, что, конечно, и в Москве и в Питере остались первоклассные вузы («высшая лига»), в среднем, крупные региональные вузы обладают лучшим кадровым потенциалом и часто предоставляют лучшее качество образование, чем столичные вузы «первой лиги».

Какой вуз? 

Итак, как же выбрать вуз, как оценить его уровень, пользуясь какими-то объективными показателями? Есть несколько способов. Один из них – рейтинги вузов России. Сложность состоит в том, что таких рейтингов существует несколько, показывают они разные результаты в зависимости от составителя. По странному стечению обстоятельств, как только рейтинг разрабатывается при участии какого-то вуза, он в нем сразу же выходит на первые места. Поэтому доверять можно только независимым рейтингам, опирающимся больше на измеряемые показатели, чем на чисто экспертные оценки. Одним из наиболее серьезных на сегодня является национальный рейтинг лучших университетов России информационного агентства «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». Этот рейтинг довольно широко опубликован и большинством специалистов признается, т.к. он построен, главным образом, на измеряемых величинах. В нем вузы проранжированы по разным категориям, таким как, образование, наука, имидж, бренд и т.д. Для целей нашего обсуждения важнейшим является образование. Результаты ранжирования по образованию в этом рейтинге можно посмотреть здесь. Кстати, там явно видно, как активно региональные вузы теснят столичные вузы. Единственный недостаток рейтинга Интерфакса состоит в том, что он пока не охватывает все российские вузы, а рассчитан лишь для лучших 50-ти университетов страны по данным Министерства образования и науки.

Есть еще один показатель, который позволяет узнать многое о вузе, причем любом. Это показатель его научной деятельности. Главное отличие высшего образования от среднего состоит в активной научной деятельности его профессорско-преподавательского состава. Научная активность прямо говорит о кадровом потенциале вуза. Кто-то может сказать, что преподавать и заниматься наукой - это разные вещи, но многовековой и универсальный международный опыт говорит, что уровень высшего учебного заведения (в т.ч. сложность получения в нем образования) тесно связан с потенциалом его научно-педагогических кадров. Этот потенциал в международной практике уже давно измеряется общепризнанными наукометрическими индексами. Сейчас такие индексы стали рассчитываться и у нас. С введением системы российских индексов научного цитирования появилась очень простая и доступная каждому возможность лично оценить уровень любого вуза по запросу в Интернете на сайте www.elibrary.ru. Достаточно перейти на главной странице в раздел поисковых запросов. Набрав в строке «Что искать» название интересующего Вас вуза, отметив галочкой в разделе «Где искать» название организаций авторов, отметив в качестве «Типа публикации» статьи в журналах, и сняв галочки со всех остальных пунктов, можно получить общее количество публикаций сотрудников вуза и их цитирований за любой заданный период времени (наиболее показателен последний год) в международно признанных журналах с жесткой процедурой отбора публикаций. Этот объективно измеряемый показатель позволяет легко сравнивать уровень научного потенциала кадров. Весьма полезно при окончательном решении в случае набора проходного балла по ЕГЭ сразу в несколько вузов.

Бакалавр или специалист?

Сегодня, в связи с предстоящим всеобщим переходом российского высшего профессионального образования на уровневую системуэта тема будоражит многих. Работодатель, в массе своей незнакомый с тем, что из себя представляет бакалавр, считает эту степень/квалификацию чем-то вроде недоученного инженера и при прочих равных условиях берет на работу специалиста (привычного «инженера»). Так же рассуждают и родители, тоже инженеры или специалисты по своему образованию. В 2010 году, в силу переходного периода, представлены обе альтернативы, во многих случаях можно будет поступать как на 5-летние программы специалиста, так и на программы бакалавриата по одному и тому же направлению. Можно ожидать, что при наличии обоих возможностей массовый выбор абитуриентов будет делаться в пользу пятилетних программ. И совершенно напрасно! Я не собираюсь сейчас дискутировать о достоинствах и недостатках новой и старой системы, вопрос здесь решенный, принят закон и в следующем 2011 году никакого выбора не будет – только бакалавр. Пятилетние монопрограммы специалиста сохранятся лишь по нескольким направлениям, преимущественно связанным с безопасностью человека и государства. А вот в 2010 такой выбор еще есть. Так вот, выбирая между программой специалиста и бакалавра, на мой взгляд, предпочтение следует отдавать бакалавру! Почему? По двум простым причинам. Во-первых, специалист – это 5 лет учебы, а бакалавр, это фактически 6 лет, т.к. сегодня практически все бакалавры идут в магистратуру и только единицы выходят на рынок труда. 6 лет обучения лучше, чем 5! Любой работодатель с этим согласится. Во-вторых, в силу наличия точки ветвления после 4 лет можно сменить направление и поступить в магистратуру уже с осознанным профессионально ориентированным выбором. Сегодня основная масса студентов к 4 курсу работает и о рынке труда знает не понаслышке. Поэтому к моменту завершения бакалавриата как раз хорошо поразмышлять и о возможной смене направления подготовки или даже вуза (в том числе, с переездом в другой город).

Заключение

Что бы у нас вокруг не происходило, есть одна вещь, которую у человека никто никогда не отнимет – это его знания. Знания, умения, навыки, компетенции - это капитал, который сохраняется и, в хорошем случае, приумножается  всю жизнь. Деньги и вещи можно потерять, их можно отнять. Знания – никогда. Бенджамин Франклин говорил, что деньги, вложенные в голову, неуязвимы. Поэтому надо быть спокойным и упрямым, набирать знания, готовить себя к самостоятельной жизни и помнить, что в жизни самое важное– умение обучаться и переучиваться, то есть постоянно воспринимать что-то новое. Восприимчивость к новому – качество, которое надо развивать. Жизнь состоит из череды сложных задач и точек ветвления. Умение решать задачи и принимать наилучшие решения на основе имеющейся информации, в конечном счете, и определяет жизненную траекторию и степень возможной реализации себя в профессиональной, общественной и личной жизни. Эти умения развиваются, в том числе, образованием. Хорошее образование делает человека счастливее. Я пожелал бы всем счастья.

По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ