РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Математика в уме как называется


Ментальная арифметика: как научиться считать самому

Ментальная арифметика — это мгновенное совершение арифметических операций в уме. Сначала они выполняются с помощью японских счётов — соробана, на которых ученик впоследствии считает в воображении. Существует множество организаций, предлагающих обучить данной технике. Мы же разберёмся, можно ли изучить её самостоятельно.

Инструменты счёта

Начинается обучение ментальной арифметике со счёта на соробане — японском варианте счёт. Они представляют собой доску с вертикальными спицами и пятью нанизанными на них костяшками. Отличительная черта соробана — горизонтальная перегородка, которая отделяет четыре костяшки в столбцах от пятой.

Четыре нижние косточки японцы называют «земными», они означают единицы. Пятая, верхняя костяшка, «небесная», считается сразу за пять единиц.

Для обучения ментальной арифметике необходимо обзавестись именно соробаном, а не просто счётами. Учиться считать можно также на бумаге с помощью изображения соробана или использовать специализированные сайты и приложения, но такое выполнение вычислений будет менее наглядным.

Основы работы с числами

В начале занятий соробан нужно привести в нулевую позицию, косточки соробана не должны касаться разделителя: верхние необходимо поднять к рамке, а нижние — наоборот опустить.

Для совершения действий с соробаном традиционно используют большой и указательный пальцы: первый перемещает бусины из нижнего ряда к разделителю, второй — выполняет остальные манипуляции.

Первая спица справа — это единицы (от 1 до 9). Чтобы отложить цифры от 1 до 4 необходимо перемещать косточки под разделителем в правом крайнем столбце вверх, для обозначения цифры 5 опускаем 1 костяшку из верхнего правого ряда. Числа от 6 до 9 обозначаем как 5, то есть 1 опущенная костяшка из верхнего ряда, плюс от 1 до 4 костяшек, поднятых к разделителю из нижнего ряда: 6 — это 5+1, 7 — это 5+2.

Переходим к десяткам (числа от 1 до 99): они находятся на следующей спице.

Двигаясь на столбец влево, мы меняем разряд — от единиц переходим к десяткам, далее к сотням, тысячам, десяткам тысяч и так далее.

Например, чтобы набрать число 129 необходимо поднять 1 косточку снизу в столбце сотен, 2 костяшки на столбце десятков, и 5 — опустить одну косточку к разделителю сверху и поднять 4 снизу в столбце единиц.

Представление числа 129 на соробане

Изучив способы обозначения чисел, переходим к практике. Один человек вслух называет числа, а другой набирает их на доске. После того как навык доведён до автоматизма, можно переходить к арифметическим действиям.

Занятия с ребёнком можно сделать интереснее, называя числа со значением: например, посчитать количество дней в неделе, году, набрать номер дома, квартиры, годы рождения родственников, количество материков, стран, человек, населяющих город и страну.

Простые сложение и вычитание

Главное правило счёта на соробане: «считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Внимание: техники счёта могут отличаться, мы используем те, что встречаются в рекомендации японской организации The Abacus Committee.

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

Для более сложных вычислений необходимо познакомиться с принципом дополнительных чисел.

Дополнительные числа

Высокая скорость работы на соробане зависит от того, насколько механизированы действия считающего. Смысл заключается в том, чтобы снять лишнюю нагрузку с ума и выполнять арифметические действия механически, без размышлений или колебаний, отсюда и сравнение людей, обладающих этим навыком, с калькулятором. И если со сложением и вычитанием простых чисел всё ясно, то с более сложными примерами нужно освоить концепцию дополнительных чисел. Нужно просто запомнить, что:

При сложении дополнительное число вычитается. При вычитании — дополнительное число прибавляется. Как это работает на практике рассмотрим далее.

Сложное сложение

Пример: 4 + 8 = 12 

Как решать?

  1. Установите 4 костяшки в столбце единиц.
  2. Для 8 костяшек места уже не найдётся.
  3. Вспоминаем принцип дополнительных чисел: число 10 даёт наша 8 и цифра 2. 
  4. Вычтите дополнительную цифру 2 из 4.
  5. Добавьте единицу в столбик десятков.
  6. Результат — 12. 

Процесс решение примера 4+8 на соробане

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

4 + 8 = 12 превращаем в 4 - 2 +10 = 12

Важно запомнить: в сложных заданиях на сложение всегда вычитайте дополнительное число.

Сложное вычитание

Пример: 12 - 7 = 5.

Как решать?

  1. Установите 1 костяшку на столбец с десятками, добавьте 2 к единицам.
  2. Вспомните, что 7 — это 10 и 3.
  3. Уберите 1 костяшку из столбца десятков.
  4. Прибавьте в столбце единиц к 2 костяшкам дополнительные 3. Получается 5 — верните в нулевую позицию нижние костяшки и опустите «небесную».

Принцип вычисления на соробане в привычной записи можно представить так:

12 - 7 = 5 мы превращаем в 12 - 10 + 3 = 5

Важно запомнить: в подобных вычислениях на вычитание всегда прибавляйте дополнительное число.

Порядок столбцов при счёте

В приведённых выше примерах мы использовали по 2 столбца — для десятков и единиц. Особое внимание стоит уделить тому, в каком порядке стоит добавлять и убирать костяшки из столбцов.

Для сложения:

  1. Вычтите дополнительное число и соответственное количество костяшек из правого столбца.
  2. Затем добавьте костяшку в левый стержень.

Для вычитания:

  1. Сначала вычтите числа в левом столбце.
  2. Добавьте дополнительное число на правый стержень.

Умножение

Есть несколько возможных способов умножения на соробане, мы рассмотрим один из самых распространённых.

Обратите внимание: чтобы умножать на соробане, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

с — произведение.

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344. 

Сложнее выполнить умножение с двумя двузначными числами, рассмотрим это на следующем примере:

Пример: 35 x 18

Шаг 1 

Откладываем множитель, то есть 18 с начала доски. Делаем отступ и откладываем 35. 

Шаг 2

Умножаем 1 на 5, записываем результат через 2 пробела.

Шаг 3

Умножаем 8 на 5, получаем 40. 4 записываем под прошлым результатом, т.е. складываем с 5. В столбцах результата остаётся цифра 90.

Шаг 4 

Умножаем 3 на 1 и записываем результат — 3 — перед предыдущими столбцами. Получается 390. 

Шаг 5

Умножаем 3 на 8, результат 24 записываем под первыми двумя цифрами прошлого результата. Получаем 630. 

Деление

Для деления мы также используем стандартные математические термины a ÷ b = c, где:

a — делимое;

b — делитель;

c — частное.

Делимое набирается на спицах в правом конце соробана, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36. 

Полезные ресурсы

Мы разобрали самые простые способы вычисления на соробане. Чтобы выполнять манипуляции с трёхзначными и дробными числами необходимо на высоком уровне научиться работать с однозначными и двузначными числами.

Следующей ступенью после тщательного освоения каждой техники счёта становится его представление соробана в уме и мысленное выполнение вычислений. Последовательно, правильно и адаптировано для каждого возраста учат считать подготовленные тренеры в специализированных центрах. Подобрать такой в своём городе вы можете на TeachMePlease.

blog.teachmeplease.ru

22 простых способа научиться быстро считать в уме

Добрый день! Много вопросов поступает от школьников по разным предметам. Сегодня поговорим о том, как быстро считать в уме, чтобы легко решать разные примеры и задачи по математике.

Материал также будет полезен взрослым, ведь нам тоже приходится немало высчитывать в уме в быту. А еще это улучшает мозговую активность, концентрацию, внимание и память.

Читаем, изучаем, учимся легко и интересно.

Надеюсь, что вам будет понятно и обязательно пригодится на деле. Жду ваших комментариев, пальчиков вверх и репостов!

Вступление

В современном мире с множеством сверх прогрессивных девайсов, счет в уме не утратил своей актуальности.

Как научиться быстро считать в уме? Предложенные в данной статье методики помогут вам развить феноменальный талант быстрого счета.

Три составляющих успешного обучения

Учимся устно умножать на 11

Существует несколько простых способов умножения числа на 11.

Способ 1

При умножении 2-значного числа на 11, раздвинем цифры множителя.

Например (54 * 11): 5 _ 4 * 11=…

Теперь суммируем единицы и десятки, а полученный результат записываем в ответе: 5 (5+4) 4 * 11 = 5 (9) 4 = 594

Например (89 * 11): 8 _ (8+9) _9 = 8 _ (17) _ 9 = _ (8+1) _ 79 = 979

Способ 2

При умножении на 11 разложим число 11 на сумму: 10+1, и произведем умножение частей.

Например: 12 * 11 = 12 * (10+1) = 120 + 12 = 132

Так же и с 3-значными числами: 114 * 11 = 114 * (10+1) = 1140 + 114 = 1254

Умножаем на 9 и 11

Примеры: 15 * 9 = 15 * 10 – 15 = 150 — 15 = 135 57 * 11 = 57 * 10 + 57 = 570 + 57 = 627

Возведение в квадрат числа, заканчивающегося на 5

Достаточно простая методика. Умножаем десяток на самого себя +1, и дописываем «25» в конце.

Например (35 * 35): 35 * 35 = 3 * (3+1)_25 = 1225

Устное умножение на 5, 25, 50, 125

Умножить на 5 числа до 10-ти не составляет проблем

Давайте научимся так же легко умножать двузначные и трехзначные числа.

Способ 1

Разделим наш множитель на «2». Получилось целое число? Значит, добавим к нему в конце «0», если число поровну не делится – отбрасываем остаток и добавляем «5» в конце.

Например (1482 * 5): 1482 * 5 = (1482/2) _ (+0 или +5) = 741 _(+0) = 7410 – число делится на 2 без остатка

2269 * 5 = (2269/2) _ (+0 или +5) = 1134.5 _ (+5) = 11345 – число делится на 2 с остатком

Способ 2

Умножая число на 5, 25, 50, 125 можно использовать следующие формулы: А * 5 = А * 10 / 2 А * 50 = А * 100 / 2 А * 25 = А * 100 / 4

А * 125 = А* 1000 / 8

Примеры: 44 * 5 = 44 * 10 / 2 = 440 / 2 = 220 24 * 50 = 24 * 100 / 2 = 2400 / 2 = 1200 26 * 25 = 26 * 100 / 4 = 2600 / 4 = 650

54 * 125 = 54 * 1000 / 8 = 54000 / 8 = 6750

Учимся устно умножать на 4

Достаточно простой метод, не требующий особых усилий.

Умножаем число на «2», а потом полученный результат снова умножаем на «2».

Например: 27 * 4 = 27 * 2 * 2 = 54 * 2 = 108

Вычисляем в уме 15 % от числа

Находим 10% от числа и добавляем ½ от 10%.

Например: 15% от 664 = (10% ) + (10% / 2) = 66.4 + 33.2 = 99.6

Умножаем в уме большие числа, одно из которых четное

Например: 48 * 125 = 24 * 250 = 12 * 500 = 6 * 1000 = 6000

Учимся делить на 5, 50, 25

Один простой прием поможет вам быстро делить в уме: умножим наше число на «2» и переместим запятую на одну цифру назад.

145 / 5 = 145 * 2 = 290 (смещаем запятую) = 29 1200 / 5 = 1200 * 2 = 2 400 (смещаем запятую) = 240

При делении на 50, 25, удобно воспользоваться формулами:

А / 50 = А * 2 / 100 А / 25 – А * 4 / 100

Примеры: 2350 / 50 = 2350 * 2 / 100 = 4700 / 100 = 47

2600 / 25 = 2600 * 4 / 100 = 10400 / 100 = 104

Вычитаем из 1000

Для того, чтобы вычесть число из 1000, отнимаем каждую цифру числа от «9», а последнюю цифру отнимаем от 10.

Например: 1000 – 248 = (9-2) _ (9-4) _ (10-8) = 752

Умножаем простые числа

Пример, умножим 7 на 8: 3 __ 2 7 8 8 – 3 = 5 _ 3 * 2 = 6

Итог: 56

Умножаем числа от 10 до 20

Для того чтобы быстро в уме умножать числа от 10 до 20-ти, следует знать одну хитрость: к одному числу прибавим единицы другого, а сумму умножим на 10, к полученному результату добавим произведение единиц.

Пример: 13 * 15 = (13 + 5) * 10 + 3 * 5 = 180 + 15 = 195

Складываем и вычитаем натуральные числа

1. Если слагаемое увеличить на некоторое число, то это же число следует вычесть из полученной суммы.

Например: 650 + 346 = (650 + 346 + 4) – 4 = (650 + 350) – 2 = 1000 – 2 = 998

2. Если одно слагаемое уменьшить на некоторое число, а ко второму слагаемому это же число добавить, то сумма не изменится.

Например: 335 + 765 = (335 + 5) + (765 — 5) = 340 + 760 = 1100

3. Если к уменьшаемому и вычитаемому добавить одно и то же число, результат не изменится.

Например: 225 — 339 = (225 + 5) — (339 + 5) = 230 — 344 = 114

Умножаем числа с одинаковым количеством десятков, сумма единиц которых = 10

Например: 302 * 308 = .. 1). 30 * (30 + 1) = 900 + 30 = 930 2). 2 * 8 = 16

Умножаем на число, состоящее из цифр 9

Как умножить на число 9, 99, 999?

Для этого просто добавим недостающие единицы и произведем вычисление.

Пример: 154 * 99 = 154 * (100 — 1) = 15400 — 154 = 15246

Складываем близкие по величине числа

Производим вычисление ряда чисел, близких по величине

Их можно разложить, и сложить частями.

Например: 19 + 22 + 23 + 21+ 24 + 17=…

Разложим слагаемые: 19 = 20 — 1 22 = 20 + 2 23 = 20 + 3 21 = 20 + 1 24 = 20 + 4

17 = 20 -3

Итог: 20 * 6 + (2-1+3+1+4-3) = 120 + 6 = 126

Надеемся, что наши советы помогут вам освоить приемы быстрого счета в уме. Следует помнить, что теория – это лишь 20 % успеха. Остальные 80% — ваше желание и практика.

[Источник: http://domznaniy.ru/]

Несколько полезных советов

Зачем нужен устный счет, если на дворе 21 век, и всевозможные гаджеты способны едва ли не молниеносно производить любые арифметические операции? Можно даже не тыкать в смартфон пальцем, а дать голосовую команду – и немедленно получить правильный ответ. Сейчас это успешно проделывают даже школьники младших классов, которым лень самостоятельно делить, умножать, складывать и вычитать.

Но у этой медали есть и обратная сторона: ученые предупреждают, что если мозг не тренировать, не нагружать работой и облегчать ему задачи, он начинает лениться, его мыслительные способности снижаются. Точно так же без физических тренировок слабеют и наши мышцы.

О пользе математики говорил еще Михаил Васильевич Ломоносов, называющий ее прекраснейшей из наук: «Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит».

Устный счет развивает внимание, память, быстроту реакции. Недаром появляются все новые и новые методики быстрого устного счета, предназначенные и для детей, и для взрослых. Одна из них – японская система устного счета, в которой используются древние японские счеты «соробан».

Любопытно, что всего за два года ученики таких школ (сюда принимают детей в возрасте 4–11 лет) учатся совершать арифметические действия с 2-значными, а то и 3-значными цифрами. Малыши, не знающие таблицы умножения, здесь умеют умножать. Они складывают и вычитают большие числа, не записывая их столбик. Но, конечно же, цель обучения – это сбалансированное развитие правого и левого полушарий головного мозга.

Овладеть устным счетом можно и с помощью задачника «1001 задача для умственного счета в школе», составленного еще в 19 веке сельским учителем и известным педагогом-просветителем Сергеем Александровичем Рачинским. В пользу этого задачника говорит тот факт, что он выдержал несколько изданий. Эту книгу можно найти и скачать в Интернете.

Люди, практикующиеся в быстром счете, рекомендуют книгу Якова Трахтенберга «Система быстрого счета». История создания этой системы весьма необычна. Чтобы выжить в концлагере, куда его отправили нацисты в 1941 г., и не утратить ясность ума, цюрихский профессор математики занялся разработкой алгоритмов математических действий, позволяющих быстро считать в уме. А после войны написал книгу, в которой система быстрого счета изложена настолько понятно и доступно, что она и сейчас пользуется спросом.

Хорошие отзывы и о книге Якова Перельмана «Быстрый счет. Тридцать простых примеров устного счета». Главы этой книге посвящены умножению на однозначное и двузначное число, в частности умножению на 4 и 8, 5 и 25, на 11/2, 11/4, ѕ, делению на 15, возведению в квадрат, вычислениям по формуле.

Простейшие способы устного счета

Быстрее овладеют этим навыком люди, обладающие определенными способностями, а именно: способностью к логическому мышлению, умением сконцентрироваться и сохранять в краткосрочной памяти несколько образов одновременно.

Ну и, конечно же, не обойтись без регулярных тренировок!

В числе самых распространенных приемов быстрого счета следующие:

Умножение двузначного числа на однозначное.

Умножить двузначное число на однозначное проще всего, разложив его на две составляющие. Например, 45 — на 40 и 5. Далее каждую составляющую умножаем на нужное число, к примеру на 7, отдельно. Получаем: 40 × 7 = 280; 5 × 7 = 35. Затем получившиеся результаты складываем: 280 + 35 = 315.

Умножение трехзначного числа.

Умножать в уме трехзначное число также намного проще, если разложить его на составляющие, но представив множимое так, чтобы с ним легче было производить математические действия. Например, нам нужно умножить 137 на 5.

Представляем 137 как 140 − 3. То есть получается, что мы теперь должны умножить на 5 не 137, а 140 − 3. Или (140 − 3) х 5.

Ну а дальше каждую часть умножаем отдельно: 140 × 5 − 3 × 5 = 700 − 15 = 685.

Зная таблицу умножения в пределах 19 х 9, можно сосчитать еще быстрее. Раскладываем число 137 на 130 и 7. Далее умножаем на 5 сначала 130, а затем 7, и результаты складываем. То есть 137 × 5 = 130 × 5 + 7 × 5 = 650 + 35 = 685.

Разложить можно не только множимое, но и множитель. Например, нам нужно умножить 235 на 6. Шесть мы получаем, умножив 2 на 3. Таким образом, 235 сначала множим на 2 и получаем 470, а затем 470 умножаем на 3. Итого 1410.

Это же действие можно произвести иначе, представив 235 как 200 и 35. Получается 235 × 6 = (200 + 35) × 6 = 200 × 6 + 35 × 6 = 1200 + 210 = 1410.

Таким же образом, раскладывая числа на составляющие, можно выполнять сложение, вычитание и деление.

Умножение на 10-ть.

Как умножать на 10, известно всем: просто приписать к множимому нуль. Например, 15 × 10 = 150. Исходя из этого, не менее просто умножать и на 9. Сначала к множимому припишем 0, то есть умножим его на 10, а затем от получившегося числа отнимем множимое: 150 × 9 = 150 × 10 = 1500 − 150 = 1 350.

Умножение на 5-ть.

Легко умножать и на 5. Следует всего лишь умножить нужно число на 10, а получившийся результат разделить на 2.

Умножение на 11-ть.

Интересно умножать двузначные числа на 11. Возьмем, к примеру, 18. Мысленно раздвинем 1 и 8, и между ними впишем сумму этих чисел: 1 + 8. У нас получится 1 (1 + 8) 8. Или 198.

Умножение на 1,5.

При необходимости умножить какое-нибудь число на 1,5 делим его на два и прибавляем получившуюся половинку к целому: 24 × 1,5 = 24 / 2 + 24 = 36.

Это лишь самые простые способы устного счета, с помощью которых мы можем тренировать свой мозг в быту. Например, подсчитывать стоимость покупок, стоя в очереди в кассу. Или же совершать математические действия с цифрами на номерах проезжающих мимо машин. Те же, кто любит «играться» с цифрами и хочет развить свои мыслительные способности, могут обратиться к книгам вышеупомянутых авторов.

[Источник: https://bbf.ru/]

Дальше — интереснее!

Не все мы выдающиеся математики. На кого-то эта наука наводит ужас при одном ее упоминании. Возможно, следующие советы помогут вам и вы сможете быстрее делать математические вычисления в уме.

Умножение на 11

Берем двузначное исходное число и мысленно представляем промежуток между двумя этими цифрами (для примера возьмем число 52): 5_2

Теперь складываем эти два числа, записав их еще и по середине: 5_(5+2)_2

Ответ: 572.

Если при сложении чисел в скобках получается двузначное число, то вторую цифру запомните, а вторую прибавьте к первому числу: 9_(9+9)_9 (9+1)_8_9 10_8_9

1089

Это правило работает всегда!

Быстрое возведение в квадрат

Пример: (2x(2+1)) * 25=252 2 x 3 = 6

625

Умножение на 5

Пример: 2682 x 5 = (2682 / 2) * 5 и 0 2682 / 2 = 1341 (целое число, поэтому добавляем 0)

13410

Еще пример: 5887 x 5 2943,5 (дробное число (опускаем запятую, добавляем 5)

29435

Умножение на 9

Умножение на 4

Хитрость этого способа состоит в том, что нужно просто умножить число на 2, а потом снова на 2: 58 x 4 = (58 x 2) + (58 x 2) = (116) + (116) = 232

Как рассчитать чаевые

Пример: 15% от $25 = (10% от 25) + ((10% от 25) / 2)

$2.50 + $1.25 = $3.75

Сложное умножение

Если вам нужно перемножить большие числа, причем одно из них четное, вы можете просто перегруппировать их: 32 x 125 все равно, что: 16 x 250 все равно, что: 8 x 500 все равно, что:

4 x 1000 = 4,000

Деление на 5

Пример: 195 / 5 195 * 2 = 390

Переносим запятую: 39,0 или просто 39.

Еще пример: 2978 / 5 2978 * 2 = 5956

595,6

Вычитание из 1000

Отнимите от 9 все цифры, кроме последней. А последнюю цифру отнимите от 10: 1000 — 648

Ответ: 352

Систематизированные правила умножения

Как высчитать проценты?

Пример: необходимо вычислить 7% от 300.

Выходит, что 7% от 100 будет 7. 8% от 100 = 8.

35,73% от 100 = 35,73

Вернемся к нашему примеру (7% от 300). 7% от первой сотни = 7 7% от второй сотни — тоже 7 7% от третьей сотни — так же 7.

Итак, 7 + 7 + 7 = 21.

Если 8% от 100 = 8, то 8% от 50 = 4 (половина от 8).

Еще примеры: 8% от 200 = 8 + 8 = 16. 8% от 250 = 8 + 8 + 4 = 20 8% от 25 = 2,0 (передвигаем запятую влево) 15% от 300 = 15+15+15 =45

15% от 350 = 15+15+15+7,5 = 52,5

[Источник: http://great.az/]

Что еще стоит знать

Как бы стыдно мне не было, но к своим 30 годам я поняла, что очень плохо считаю в уме элементарные числа и трачу на это много времени. Этот недостаток я решила исправить и нашла на просторах интернета инструменты, которые помогли мне научиться считать в уме.

Вычитание 7,8,9 Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть из любого числа 8, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.

Деление 1000 на 2,4,8,16. И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум:

100=2*500=4*250=8*125=16*62,5

[Источник: http://evgeniyafirsova.ru/]

Как быстро умножать двузначные числа в уме?

Умение мгновенно считать в уме может стать бесценным подспорьем в работе и в условиях скоростных темпов жизни современного человека.

Как быстро умножать большие числа, как овладеть такими полезными навыками? У большинства вызывает затруднения устное перемножение двузначных чисел на однозначные. А о сложных арифметических расчетах и говорить нечего. Но при желании способности, заложенные в каждом человеке, можно развить. Регулярные тренировки, немного усилий и применение, разработанных учеными, эффективных методик позволят достичь потрясающих результатов.

Выбираем традиционные методы

Проверенные десятилетиями способы перемножения двузначных чисел не теряют своей актуальности. Простейшие приемы помогают миллионам обычных школьников, учащихся специализированных ВУЗов и лицеев, а также людям, занимающимся саморазвитием, усовершенствовать вычислительное мастерство.

Умножение с помощью разложения чисел

Наиболее легким способом, как быстро научиться умножать большие числа в уме, является перемножение десятков и единиц. Сначала умножаются десятки двух чисел, затем поочередно единицы и десятки. Четыре полученных числа суммируются. Для использования этого метода важно уметь запоминать результаты перемножения и складывать их в уме.

Например, для умножения 38 на 57 необходимо:

Естественно, необходимо отлично знать таблицу умножения, так как быстро умножать в уме этим способом не удастся без соответствующих умений.

Умножение в столбик в уме

Визуальное представление привычного перемножения в столбик многие используют при расчетах. Этот метод подойдет тем, кто умеет надолго запоминать вспомогательные числа и выполнять с ними арифметические действия. Но процесс значительно упрощается, если вы научились, как быстро умножать двузначные числа на однозначные. Для перемножения, например, 47*81 нужно:

Запоминать промежуточные результаты поможет проговаривание их вслух с одновременным суммированием в уме. Несмотря на сложность мысленных вычислений, после непродолжительных тренировок этот метод станет вашим любимым.

Умножение на 11

Это, пожалуй, самый простой способ, который используется для умножения любых двузначных чисел на 11.

Достаточно между цифрами множителя вставить их сумму: 13*11 = 1(1+3)3 = 143

Если в скобках получается число больше 10, то к первой цифре добавляется единица, а из суммы в скобках вычитается 10. 28*11 = 2 (2+8) 8 = 308

Главное — тренироваться непрерывно!

Очень удобно перемножать числа, близкие к 100 разложением их на составляющие. Например, необходимо умножить 87 на 91.

Это самые простые способы перемножения. После многократного их применения, доведения вычислений до автоматизма можно осваивать более сложные техники. И через некоторое время проблема, как быстро умножить двузначные числа перестанет вас волновать, а память и логика существенно улучшатся.

[Источник: http://interesno.cc/]

Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Ребенок-калькулятор. Как работает методика быстрого счета в уме?

Вы хорошо считаете? А что, если нужно быстро сложить, вычесть или разделить трехзначные числа? А если четырехзначные? Некоторые дети проводят эти мыслительные операции за считанные секунды. Думаете, они вундеркинды? Вовсе нет. Они просто хорошо знакомы с ментальной арифметикой. В чем секрет этой системы, нам рассказала педагог Марина Брезовская.

Марина Брезовскаяпедагог по ментальной арифметике детского развивающего центра «Лесенка»,

г. Береза

 

Дети используют воображаемые счеты

Посмотрите, как легко управляется с числами эта девочка! Как такое вообще возможно?

— Марина, расскажите, что такое ментальная арифметика?

— Это методика, которая тренирует скорость восприятия и обработки информации, единственная методика в мире, которая развивает одновременно оба полушария мозга. Происходит это в первую очередь благодаря совмещению визуализации и вычислительных расчетов.

Началом существования ментальной арифметики можно считать изобретение счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Те древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки.

Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек.

— Почему девочка перебирает пальчиками?

— Она помогает себе мысленно передвигать косточки на счетах. Сейчас объясню подробнее.

Главный предмет в ментальной арифметике — это счеты, которые называются абакус. Сначала мы учим деток считать на настоящих счетах, которые можно взять в руки, затем вместо них предлагаем распечатанную картинку, где изображены эти счеты.

На заключительном этапе воображаемый абакус ученики удерживают у себя в голове, просто представляют его себе. Мысленно ребята передвигают косточки на стержнях определенным образом с использованием изученных формул. Пальцами они помогают себе, чтобы не запутаться. Хороший преподаватель только по движениям рук учеников понимает, правильно они считают или нет.

 

Главное — постоянное повторение

— Помимо умения считать, получает ли ученик какие-то дополнительные «плюшки» для себя?

— Да, однозначно. С помощью ментальной арифметики развиваются не только скорость счета, но и концентрация внимания, аналитическое и творческое мышление, наблюдательность, память. Кроме того, дети приобретают уверенность в себе, решительность, ответственность, быстрее и легче воспринимают и усваивают новую информацию.

Каждый ребенок показывает результат. Ментальная арифметика помогает не только в математике. Она способствует развитию мозга в целом. Поэтому кто-то становится успешным в спорте, кто-то с легкостью осваивает иностранные языки, кто-то просто улучшает успеваемость в школе и быстрее выполняет домашние задания.

— Как долго длится один урок?

— Обучение, как правило, проходит раз в неделю, занятие длится 1,5 часа. Под руководством преподавателя  дети изучают, затем прорабатывают новую тему, после чего закрепляют ее дома, оттачивая навыки с помощью онлайн-тренажера. Домашняя работа отнимает от 5 до 30 минут. Для каждого ребенка время подбирается индивидуально.

Короткие тренировки дома важно стараться не пропускать. Именно постоянное повторение помогает добиться наилучшего результата. Так быстрее укрепляются новые межнейронные связи мозга.

 

Дети считают, параллельно читая вслух стихи

— Наверное, это очень трудно — считать на воображаемых счетах?

— При хорошем воображении — нет. Однако проблема современного поколения в том, что большинству детей трудно долго удерживать в голове какую-то картинку, тем более, если она постоянно изменяется. Поэтому я и говорю, что, помимо навыка счета, мы тренируем воображение и умение удерживать информацию в голове.

— Здесь девочка параллельно счету еще и рассказывает стихотворение? Это вообще реально?

— Да, конечно. Порой это даже стихи или отрывки прозы на иностранном языке. Со стороны такая картина выглядит фантастической, но при регулярных тренировках возможно все, поверьте.

Иногда задача усложняется еще больше. В тот момент, когда ребенок считает, преподаватель задает ему какие-то вопросы. Он должен успевать складывать или вычитать и осмысленно отвечать на эти вопросы. И все получается!

Наш мозг действительно способен выполнять несколько функций одновременно. Человек часто просто ленится развивать в себе эти способности.

— Насколько большими числами можно манипулировать в голове?

— Зависит от того, сколько стержней и разрядов счетов в голове вы способны мысленно удержать. Многим ученикам дается счет четырехзначных чисел, но при большом желании и упорстве, думаю, можно работать с еще большими числами. Нет предела совершенству.

В нашем центре дети изучают не только сложение и вычитание. Они также постигают умножение и деление и с легкостью выполняют эти действия на абакусе.

 

Взрослым обучение дается труднее, чем детям

— С какого возраста начинать?

— Желательно, с 5 лет.

— А такие занятия — это не слишком большая нагрузка для мозга малышей?

— Нет, наш мозг работает постоянно. Но его нужно развивать. Ментальная арифметика прекрасно в этом помогает.

В современном мире, где поток информации просто огромен, детям как раз-таки нужно научиться правильно анализировать полученные данные. Точно так же, как, когда делают зарядку, тренируются мышцы, так же тренируется и мозг. Главное не спешить, повышать сложность постепенно.

— Не поздно ли осваивать ментальную арифметику взрослым?

— Конечно не поздно! Только предупреждаю сразу: взрослому будет намного сложнее. Детское мышление более гибкое. Ведь ребятам проще усваивать новую информацию и воображать. Но это не значит, что заниматься не нужно. Это очень полезно для мозга, который забыл, как выполнять какие-то иные функции, кроме привычных повседневных.

Положительные изменения человек точно заметит: улучшение памяти, концентрации внимания, остроты мышления и так далее. Пожилым людям я бы вообще очень рекомендовала ментальную арифметику. Это отличная профилактика.

— Навык сохраняется навсегда?

— Наша память устроена таким образом, что без повторения полученные знания постепенно угасают. Сам навык вряд ли совсем забудется, но чтобы считать безошибочно, все же нужна определенная регулярность.

 

Поговорим об этом

Олег Смагинпсихолог, специалист в области межличностных коммуникаций и нейромаркетинга

— Есть ли польза от ментальной арифметики? Безусловно! Но — не для детей.

Для пожилых мелкая моторика 1 этапа ментальной арифметики, развитие когнитивных, мыслительных навыков действительно способны задержать наступление деменции. Однако обыкновенные «русские» счеты дают точно такой же эффект. А изучение иностранных языков — еще больший.

Что нам обещают? Говорят, что дети станут более внимательными, начнут лучше концентрироваться, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям и благодаря всему этому успешнее будут учиться в школе.

Что же из этого реально? Психолог Дэвид Барнер провел исследование в Индии. Выводы: благодаря этой методике некоторые школьники лучше справляются с арифметическими операциями, но результат зависит от имеющихся способностей ребенка, а не от «ментальной арифметики» как метода.

Американские исследования показали, что, если положительный эффект и есть, то он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых.

Целенаправленные исследования по «развитию разных областей мозга» проводились только в Китае и финансировались, опять-таки, центрами по продвижению этого проекта.

Ребенок должен развиваться. И основная его задача — научиться взаимодействовать с другими людьми в социуме. Только после этого он может получить знания, которые помогут ему быть успешным в определенной деятельности.

Проведенные исследования в разных странах мира показали, что дети с эмоциональным интеллектом, легко входящие в контакт и поддерживающие его с другими людьми, вырастая, становятся благополучными и счастливыми взрослыми. Те же, кто этому не обучился, — в основном, аутсайдеры. Все задачи должны соответствовать возрасту.

Коллективное взаимодействие, общая игра учат эмоциональному интеллекту. Полученные слишком рано знания, тем более, в ущерб играм, этот интеллект гасят.

Далеко не все дети-вундеркинды обязательно становятся успешными и счастливыми… Может быть, стоит подумать, как развивать ребенка именно в этом плане, а не, следуя моде, поддерживать бизнес-проект «ментальная арифметика»?

Светлана Леоновамама 7-летнего Саши

— Саша с 3 лет занимается в центре развития. Когда он был в старшей группе (4-5 лет), там открылось новое направление — «ментальная арифметика». Эту методику очень советовал нам преподаватель, который вел у Сашки занятия по подготовке к школе. Сын был невнимателен, неусидчив, быстро схватывал, но внимание долго удержать было невозможно. Я боялась, что в школе у нас появятся вопросы по поведению. А это означает, что комфортно ребенку в классе не будет.

Учитель привела аргумент: ментальная арифметика — это умение концентрироваться: отвлекся, пропустил одно действие из 20 — пример не решен. С Сашиным упрямством и желанием побеждать — то, что нужно!

Поначалу я как-то даже не вникала во все эти цифры (сама совершенно не математического склада ума). Но когда Саше рекомендовали поехать на олимпиаду по результатам обучения и мы стали готовиться, я очень удивилась: сын складывал в уме двузначные числа в пределах сотни (ему было 6)! Причем было ясно, что он может и больше. Мой ребенок стал победителем республиканской олимпиады в одной из категорий среди дошкольников. А успех — это важно для детей.

В течение первых 3 месяцев обучения преподаватель в музыкальной школе и педагог-психолог по коррекции поведения с удовольствием сообщили, что Саша стал концентрироваться, что время, которое он мог заниматься заданием, увеличилось, да и в школе не было никаких вопросов.

Я бы рекомендовала обратить особое внимание на это направление родителям, которые бесконечно слышат в адрес своего малыша: «Какой он у вас шустрый, даже слишком…», «Наверное, он гиперактивный…». Если вы хотите своему малышу спокойной и мирной жизни в школьной системе, попробуйте сконцентрировать его с помощью ментальной арифметики. Вникайте и сами. Когда начала помогать сыну разбирать новые темы, заметила, что и сама стала считать лучше. Думаю, серьезно начну на пенсии, чтобы не дать мозгам «засохнуть».

Мария Каменецкаянейропсихолог, руководитель Центра практической нейропсихологии в Москве

 — Ментальная арифметика (МА) — популярное направление, позволяющее автоматизировать навык счета и повысить его скорость во много раз. Одним родителям это нравится и они спешат отправить свое чадо на курсы по МА, другие относятся с недоверием, не понимая принципов и механизмов, и не торопятся с выводами.

Давайте попробуем разобраться.

Первый плюс МА — автоматизация навыка счета. Счет в уме — это как каждый раз заново учиться кататься на велосипеде, ментальный счет — счет автоматизированный, то есть ребенок не будет тратить силы на счетную операцию, а сконцентрируется только на условии задачи.При этом смещается и сам мозговой механизм счета. Если в первом случае ребенок оперирует символами, то в МА — зрительными образами, смещая локализацию процесса из левого в правое полушарие.

Развитие межполушарных связей — также безусловный плюс методики, механика работы пальцами подразумевает хорошую реципрокную координацию.

Развитие слухоречевой и иконической памяти в методике МА достигается благодаря работе на слух и с флеш-картами.

Начинать занятия рекомендовано с возраста, когда ребенок познакомился с понятием числа. Особенно эффективно эта методика работает у деток с нарушениями развития, так как активно задействует правое, а не левое полушарие.

Если вы решили отдать своего ребенка на МА, знайте, что занятия должны быть регулярными, очень важно выполнять домашние задания, автоматизируя навык. Если этого не делать, то процесс счета не будет сформирован правильно ни по классической схеме, ни по методике МА и ребенку будет очень трудно.

Помните, счет в МА имеет другую мозговую основу, нежели привычный нам, поэтому, отдавая ребенка в кружок по МА, нужно понимать, что это не замещение, а дополнение процесса, научение выполнять его другим способом, что требует длительных тренировок.

Для работы со взрослыми существуют определенные ограничения. Мозг взрослого не такой пластичный, поэтому ментальный счет дается с трудом, однако счет на абакусе будет полезен для развития мозга, а также для поддержания его пластичности в позднем возрасте.

Читайте также:

А нужен ли ребенку детский сад? Разбираемся вместе с психологом

mag.103.by

Эта японская методика научит любого ребенка быстро считать в уме

Ментальная арифметика в домашних условиях не просто возможна, но даже необходима. Основной вид деятельности на ментальной арифметике — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

Помимо счета есть и другие упражнения на развитие памяти, внимания и мышления — задания с таблицей Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, на которых ребенок ищет предметы в определенном порядке; используют для улучшения периферического зрения), головоломки, лабиринты, рисование двумя руками, нахождение отличий и прочие.

Эти дополнительные задания дети воспринимают как отдых. Кричат «ура» и с радостью проходят лабиринты разной сложности. Также на занятиях ребята учатся скорописи, чтобы рука успевала записывать ответы так же быстро, как их выдает мозг.

letidor.ru


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ