РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

Трехлетний ребенок не слушается закатывает истерики


Доктор Комаровский об истериках у ребенка

Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.

Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.

Детские истерики — явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.

В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

Поэтому главный совет от Комаровского — ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

Уступить — значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.

Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика — это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.

Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика — покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется — снова выходить.

По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса - «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.

Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент — чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.

Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

Не стоит забывать и о «переходном» возрасте — 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста — до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

Такие приступы свойственны детям капризным, возбудимым, говорит Комаровский. Многие чада используют другие приемы вымещения гнева, разочарования или обиды — они сублимируют эмоцию в движение — падают, стучат ногами и руками, бьются головой о предметы, стены, пол.

При длительном и тяжелом истерическом аффективно-респираторном приступе могут начаться непроизвольные судороги, если у ребенка начнет страдать сознание. Иногда в этом состоянии малыш может описаться, даже если он давно прекрасно ходит на горшок, и казусов не случается. Обычно после судорог (тонических — с напряжением мышц или клонических — с расслаблением, «обмяканием») дыхание восстанавливается, кожные покровы перестают быть «синюшными», малыш начинает успокаиваться.

При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

o-krohe.ru

Советы психолога как бороться с истериками у ребенка 3-х лет

По достижении ребенком возраста 3 лет, многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше – частые детские истерики. Незнание и непонимание причин истерического поведения детей, а также тупик, как вести себя в такие моменты и прекратить пугающее поведение малыша – становится причиной паники многих мам и пап. Советы психолога помогут разобраться, в чем причина такого поведения у детей 3 лет, как бороться с истериками и предотвратить их в дальнейшем.

Что такое истерическое поведение

Во время истерического припадка ребенок не может контролировать себя и свои эмоции. Он судорожно падает на пол, кричит, рыдает, бьется головой о стены и пол, совершает махающие движения ногами и руками. Состояние его можно назвать крайней степенью нервного возбуждения, и в момент припадка малыш не реагирует на уговоры взрослых, не воспринимает привычные убеждения и слова родителей.

Проявление истерического поведения можно объяснить фактом, что ребенок не получает в полной мере того, что ему необходимо, либо не может чего-то сделать самостоятельно. В 3-х летнем возрасте многие дети еще не обладают развитыми речевыми навыками, поэтому не могут адекватно выразить свое желание. А также, трех летние дети еще не умеют сдерживать свою чрезмерную эмоциональность.

Согласно данным врачебной практики, частые истерики у ребенка 3 лет – проблема 90% семей. Предвестники такого поведения могут появиться в возрасте 1-1,5 лет и длиться до 3,5-4 лет. Истерическое поведение рассматривается как результат неустойчивой психики ребенка, как черта характера,  либо как способ манипуляции родителями, с целью добиться желаемого.

Таким образом, постоянные истерики у ребенка в 3 года – это эмоциональный отклик, возникающий в ответ на запреты, непонимание со стороны родителей, либо способ получить что-то очень желаемое малышом. Чаще всего истерика сопровождается раздражением, возбуждением, гневом и агрессией, все эти чувства могут быть направлены как на себя, так и на окружающих.

Демонстративная истерика отличается усилением эмоций и агрессии при появлении внимания со стороны.

Склонность к истерии в зависимости от типа нервной системы

Особенности устройства нервной системы ребенка являются качеством, данным при рождении. Обязанностью каждого родителя является изучение особенностей своих детей, с целью выбора правильной стратегии воспитания и наилучшей тактики поведения. Правильное воспитание ребенка поможет ему в будущем стать уверенным в себе, выбрать правильный путь и быть стрессоустойчивым, сильным человеком.

Выделяют несколько типов нервной системы у детей:

Слабый

Такой тип нервной системы отличается замедленными процессами возбуждения и торможения в  мозге. Такие дети зачастую обидчивы, эмоциональны, ранимы. Они с трудом идут на контакт со сверстниками, стеснительны и не общительны. Самооценка таких детей занижена, они остро реагируют на стрессовые ситуации и на конфликты в семье.

Ребенка со слабым типом нервной системы легко вывести из себя, но он до последнего не будет проявлять бурных эмоциональных реакций. Зато в состоянии истерического припадка такие дети полностью теряют контроль над собой, становятся неуправляемыми и неадекватными. Они не отличаются хорошим аппетитом, имеют проблемы со сном, многие из них спят с родителями, поскольку для них характерны ночные истерики.

В воспитании такого ребенка родителям нужно запастись терпением, постоянно хвалить его, обнимать и ласкать, общаться на равных, выслушивать и привлекать к выполнению домашних обязанностей.

Сильный

Процессы возбуждения и торможения в мозге у таких детей уравновешены. Ребенок с сильным типом нервной системы практически всегда бодр и весел, легко общается с окружающими, а для появления истерического поведения ему нужен весомый повод.

Конфликтные ситуации с родителями и сверстниками у таких деток возникают крайне редко, они хорошо спят и кушают, охотно занимаются в различных кружках, но часто меняют увлечения, поскольку разобравшись в чем-то, они тут же теряют интерес к старому хобби. Отрицательные моменты в характере таких детей – это непостоянство, частое нарушений своих обещаний, трудности в соблюдении распорядка дня.

Неуравновешенный

Процессы возбуждения нервной системы такого ребенка в мозге преобладают над процессами торможения, поэтому он вспыльчивый, легковозбудимый и эмоционально неустойчивый. Ребенка могут ввести в состояние возбуждения новая игрушка или яркое событие. Поэтому такие детки плохо и некрепко спят, часто просыпаются и плачут по ночам.

В кругу сверстников неуравновешенный ребенок пытается захватить лидерство, быть в центре внимания и событий. Такие малыши не умеют доводить начатое до конца. Занимаясь каким-либо делом, они не выносят даже малейшей критики, могут вспылить, бросить все и уйти, при этом разозлившись и проявляя агрессию. Родителям таких детей можно посоветовать быть более гибкими и терпеливыми, учить малыша доводить все дела до конца, быть сдержанным и обязательным.

Медлительный

Такой тип нервной системы характеризуется замедленным возбуждением и преобладанием процесса торможения. Дети с медлительным типом нервной системы с рождения хорошо кушают и спят, они спокойны, могут долгое время находиться в одиночестве и не страдать от этого, самостоятельно находя себе развлечения.

Родители таких детей часто удивляются их сдержанности, рассудительности и предсказуемости. Ребенок медлителен, доводит любое начатое дело до завершения и не любит резкой смены обстановки. Он сдержан в эмоциях, поэтому родителям часто тяжело понять его настроение. Совет – побуждать чадо к активным действиям, развивающим двигательную и речевую активность.

Дети со слабым и неуравновешенным типами нервной системы наиболее склонны к истерикам в возрасте 3 лет. Чтобы исключить патологии и врожденные заболевания нервной системы, родителям рекомендуется показать малыша детскому неврологу.

Причины

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не всегда поддерживают родители. Именно в 3-летнем возрасте ребенок начинает бурно проявлять эмоции и отвечать на запреты истериками.

Нужно знать об основных факторах, вызывающих бурный, истерический протест у детей:

Даже если родители установят истинную причину частых истерик у своего ребенка в возрасте 3 лет, они должны понимать, что эмоциональная сфера малыша недостаточно развита для того, чтобы вовремя остановиться и подавить бурю волнений. Ребенок не может контролировать свои эмоции, он не капризничает нарочно, но любое недопонимание или провоцирующий фактор способен вызвать капризы, перерастающие в истерические припадки.

Основное отличие истерики от капризов у ребенка в том, что капризничать малыш начинает осознанно. С помощью капризов маленький манипулятор пытается добиться своего, он может топать ногами, кричать и бросаться предметами, но контролирует себя, продолжая манипуляции до того момента, как получит желаемое или его накажут.

Истерика происходит у ребенка непроизвольно, эмоции вызывают целую бурю негодования, в состоянии припадка ребенок бьется головой о стены и пол, кричит, рыдает, многие дети склонны к появлению судорожного синдрома во время истерики. Свое название «истерический мост» такие судороги приобрели из-за позы ребенка – во время истерики он выгибается дугой.

Стадии истерик

Детские истерические припадки характеризуются следующей стадийностью:

  1. Крики. Это начальная стадия истерики, ребенок перестает слышать кого-либо, он громко кричит, пугая родителей, при этом никаких требований не выдвигает.
  2. Двигательное возбуждение. Проявляется паданием на пол, битьем головой о предметы, вырыванием волос и т.д. Малыш не чувствует болезненных ощущений в момент этой стадии истерики.
  3. Рыдания – ребенок плачет громко, навзрыд и без остановки долгое время. Весь его вид выражает обиду и недовольство. Поскольку ребенку тяжело справиться с эмоциями, после стадии рыданий, он будет долго всхлипывать, а эмоциональное состояние можно охарактеризовать как опустошенность. После истерики малыш может уснуть в дневное время, ночной сон будет неглубоким и прерывистым.

Бороться с истерикой можно на начальной стадии – стадии криков. Если же ребенок перешагнул 2 или 3 стадию – разговоры и попытки успокоить обычно не приносят результатов.

Как прекратить приступ

Многих неопытных родителей, впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, интересует, как быстрее прекратить истерику у ребенка в возрасте 3 лет. Знаменитый педиатр Комаровский утверждает, что тактика поведения в период припадка должна быть следующей:

  1. Нельзя впадать в панику и демонстрировать, что истерическое поведение ребенка очень обеспокоило родителя. Нужно стараться сохранять хладнокровие и продолжать заниматься домашними делами, не обращая внимания на кричащее чадо. Можно уйти в соседнюю комнату, при этом имея возможность скрыто наблюдать за малышом, но оставлять его надолго не желательно, поскольку он может испугаться, что его бросили. Вразумления и наставления во время истерики бесполезны, ребенок ничего не поймет, это только усугубит ситуацию. Видя, что старания ребенка криком получить желаемое не приносят результатов, он успокоится самостоятельно.
  2. Не рекомендуется сдаваться на половине пути, эту ошибку совершают многие мамы, жалея дитя и давая ему то, что он просил. Такая тактика не только является ошибочной, но и порождает новые, регулярные рецидивы истерик у ребенка. Дети – довольно хитрые и проницательные создания, они легко чувствуют слабинку родителей, и умело манипулируют ею.
  3. На начальной стадии, когда ребенок начинает кричать, можно попробовать спокойно выяснить причину его недовольства, отвлечь его игрой, новым предметом или неожиданным действием. На других стадиях эти действия, как правило, безрезультатны.
  4. Можно попробовать обнять ребенка, приласкать, сказать о своей любви. Если ребенок выгибается дугой и не дается себя обнимать – не нужно настаивать, рекомендуется его отпустить, при этом следить, чтобы малыш не нанес себе увечий.

Не стоит шлепать по попе, кричать на ребенка и отчитывать его за плохое поведение во время истерики. Он все равно ничего не поймет, это только усилит взрыв эмоций. Тактика разговоров сработает только после окончания припадка. Если ребенок истерит в период поступления в детский сад, и никак не желает расставаться с матерью – не нужно долго держать его на руках и прощаться, рекомендуется оставить ребенка с воспитателем и быстрее уйти. Так время детской истерики сократится.

Истерики по ночам

Многие родители замечают, что кроха стал устраивать ночные истерики в возрасте з лет, которых не наблюдалось раньше. Малыш просыпается ночью, кричит, отказывается пить или идти на горшок, а зачастую мать даже не может понять, спит ребенок во время крика или находится в сознании.

Причин может быть несколько:

Чтобы наладить ночной сон и предотвратить истерики, нужно разобраться с причинами, провоцирующими их. Не лишним будет показать малыша детскому психологу.

Профилактика

Теперь осталось разобраться, как бороться с истериками у ребенка 3 лет, чтобы снизить их частоту и уровень эмоций во время приступов. Рекомендуется принять следующие меры:

  1. Правильно дозировать эмоциональные нагрузки в течение дня – ограничить просмотр телевизора, в особенности ярких мультиков с мельканием кадров.
  2. Соблюдать режим дня, не игнорировать важность дневного сна, укладывать спать малыша нужно в одно и то же время.
  3. Обсудить правила «поведения» по отношению к ребенку всех членов семьи, включая бабушек и дедушек (многие из них балуют детей, потакая всем их желаниям, а родители потом страдают от истерик ребенка, получившего малейшее замечание или запрет).
  4. Приучать малыша выражать свои эмоции словами. Он должен применять слова «обидно», «неприятно», и знать значение этих слов, чтобы полноценно высказывать свои чувства.
  5. Отслеживать признаки надвигающегося приступа – например, многие дети начинают надувать губы, сжимать кулаки перед истерикой. Вовремя замеченные звоночки помогут отвлечь малыша на ранней стадии приступа и предотвратить истерику.
  6. Демонстрировать желаемое поведение ребенку во время проигрывания сцен с участием мягких игрушек.
  7. Стараться понять порывы к самостоятельности у ребенка и отличать их от капризов.
  8. Не подавлять желание малыша быть самостоятельным – не торопить его, пока он долго завязывает шнурки и не ругать, если он разбил тарелку, когда пытался вымыть ее. Ребенок в такой ситуации, почувствовав поддержку, станет более самостоятельным и уверенным в себе.

Непосредственно после окончания истерического приступа нужно обнимать ребенка и стараться объяснять ему, что мама огорчена таким поведением (но не самим ребенком!). Малыш должен понимать, что родители хотят гордиться своим чадом, а таким некрасивым поведением гордиться невозможно. Немаловажно, чтобы ребенок понимал, что мама все равно его любит, несмотря на его плохое поведение и стремился свести капризы к минимуму.

Полностью предотвратить развитие истерик у малыша в возрасте 3 лет невозможно, этот этап эмоционального созревания должен пережить каждый ребенок. Но снизить частоту приступов можно, уделяя ему должное внимание, считаясь с его мнением и обучая его терпению и самоконтролю.

Многое зависит от поведения родителей – они должны быть внимательным к ребенку, и при малейших отклонениях от нормы (тяжелых приступах, прекращении дыхания во время истерики, судорожном синдроме), обратиться к детскому неврологу и психологу.

Читайте также об истериках у ребенка в возрасте 2 лет.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

depressio.ru

Ребенок не слушается в 3-5 лет - 18 практических советов психолога

Ваш малыш не слышит Вас? Не желает выполнять Ваши просьбы? Достучаться до него можно только с 10-го раза на повышенных тонах? В этой статье Вы найдете практические советы психолога, с помощью которых узнаете что делать, если ребенок не слушается.

Причины:

1) Недостаток внимания

Обеспечить кроху необходимыми вещами: удобной одеждой, полезным питанием, красивыми игрушками – это еще не все, что ей нужно. Общение – такой же момент для детей всех возрастов, а особенно в четыре года. Ведь это то время, когда малыши задают тысячи вопросов каждый день.

2) Слишком строгий контроль

Если Вы слишком сильно опекаете и контролируете малыша, это может вызвать у него протест в виде непослушного поведения, криков и даже истерики. В четырехлетнем возрасте у детей происходит развитие самостоятельного мышления. Им все хочется делать самим. Поэтому нужно предоставлять крохе возможность попробовать свои силы, а не ограничивать любое действие.

3) Частая критика и сравнение с другими детьми

Если Вы унижаете малыша, сравнивая его с другими, говорите, что он в чем-то хуже или все делает не так, то естественно у него выработается неверие в себя и мысли, что он какой-то не такой, как все нормальные дети. Своим непослушанием кроха пытается соответствовать ярлыку, которому на него навесили.

Критика в любом возрасте – не самый лучший метод воспитания. А тем более для четырехлетней малютки. В этом возрасте необходимо относиться к малышу с любовью и говорить ему об этом каждый день. Обнимайте и целуйте малыша как можно чаще (не менее 3 раз в день). Тогда он будет ощущать Ваши любовь и ласку, и ни за что не захочет Вас расстраивать плохим поведением.

4) Обида

Если случилось так, что вы чем-то обидели сильно ребенка, то это большой повод для плохого поведения. Тем более если наказание было несправедливым. Кроха начинает мстить Вам таким образом, делать все назло.

5) Малыш не понимает, почему мама сердится

Кроха слушает, но ей ничего не понятно. Появляются мысли, если мама кричит, значит не любит. А это вызывает страх и обиду. Не может понять что нужно сделать, чтобы родители перестали злиться. Малыш в смущении и смятении. Ведь то, что он не хочет есть овсянку, не повод чтобы от него отказывались?

6) Не хотят общения в приказном тоне

Если малыш с раннего детства обладает лидерскими качествами, то он никогда не будет слушаться Ваших повелительных приказов. В этом случае нужно научиться договариваться с ним и разговаривать на равных. Даже если нужно что-то объяснить используйте дружественный стиль общения, а не поучительный.

Случай из практики:

На консультацию обратилась мама пятилетнего Коли. Она была сильно обеспокоена его поведением: Коля совсем отбился от рук. Когда к нему обращаются, он просто не слышит. Но слух мы проверяли, оказалось все в порядке. Даже когда обращаюсь к нему на повышенных тонах и строго он, не реагирует а продолжает свое занятие. Обычно он не проявляет радости или страха. Может он не здоров? Или это умственная отсталость?

Пообщавшись с Колей, мы выяснили, что мальчик наоборот имеет высокий интеллект и живой характер. Он с удовольствием рассказывал о своих интересах, проявлял активность в беседе. За час разговора ни сколько не устал, и его интерес становился только больше. Проблема непослушания была в высоком не по годам интеллекте. Мальчик концентрировался на решении сложных задач.

Такие дети испытывают скуку, когда их нагружают рутинными просьбами. Они не один час могут думать над задачей, которую и родители не всегда могут решить. Часто они хотят занимать особое положение в семье. Что так и раздражает родителей, так как не удовлетворяет принципу равенства. Они не испытывают страх, когда родители говорят на повышенных тонах, потому что понимают что причина этого – давление.

100% послушным поведением обычно обладают дети со слабой нервной системой. Они не умеют принимать решения самостоятельно, не любят быть ответственными. Поэтому всегда следуют за личностью с характером более сильным. Они легко управляемы и ведомы, но и рассчитывать на них особо нельзя. Даже во взрослой жизни постоянно попадают в неприятные ситуации, поэтому им нужен контроль и поддержка.

Советы, как предотвратить непослушание

1) Не требовать, чтобы ребенок сидел на месте

Дети в 3-4 годика не могут долго сидеть на одном месте. Это особенность их нервной системы. Более того, если требовать постоянно от малыша, чтобы он успокоился и сидел на одном месте, то произойдут нарушения поведения и перенапряжение. Если родители используют такой метод воспитания, то уже через пару лет ребенок будет раздражительным. Лучший выход из сложившейся ситуации – создать безопасные условия, чтобы ребенок мог активно двигаться. Ведь это не просто развлечение для него, а потребность организма.

Читайте также:  Советы психолога: кризис 5 лет у детей

2) Будьте в меру требовательны.

Если чересчур баловать своего малыша, он непременно вырастет эгоистом, полностью неприспособленным к жизни. Следите также за тем, чтобы бабушки и дедушки тоже соблюдали это правило.

3) Беседа вместо наказания

Это очень действенный метод. Попробуйте вместо того чтобы наказать за проступок малютку, поговорите с ней. Пусть малыш объяснит свое поведение. Выяснив все непонятые моменты, Вы проясните ситуацию и укажите крохе на ее ошибки. А не прибегая к наказанию Вы улучшите взаимопонимание и получите больше доверия.

4) Учитывайте, что детей до трех лет наказывать вообще не стоит.

5) Всегда обращайте внимание на плохое поведение.

Если решили наказать, делайте это без лишних раздумываний. Но это не значит бить или использовать другое физическое наказание. Можно не давать сладкого или запретить мультики.

6) Используйте собственный пример.

Это очень действенный способ для того чтобы улучшить поведение. Например, малыш не хочет есть кашу. Приведите в пример папу. И скажите, что он стал таким большим и сильным только потому что всегда ел кашу, когда был маленьким.

7) Не нужно использовать нецензурную речь в присутствии крохи.

Также, если кроха повторила за кем-то другим плохое слово, не пропускайте это мимо ушей. Объясните ему, что это слово неприлично говорить. Это необходимо для того чтобы ребенок понимал разницу между “хорошо” и “плохо”. Этот навык поможет ему в будущем при выборе окружающих людей и друзей.

8) Требования родителей к ребенку должны быть твердыми и последовательными.

Если вчера Вы не разрешали что-то делать, то сегодня это тоже нельзя разрешать. Малейшее уклонение в сторону и крошка обязательно это запомнит и в будущем использует в своих интересах. Требования отца и матери не должны различаться. В противном случае у малыша будет шанс выбирать чьи требования выполнять на этот раз. В итоге наступит время, когда его непослушное поведение выйдет за границы нормы и сделать с ним что-то будет нелегко.

9) Родителям очень полезно будет использовать принцип, который обосновал Фриц Перлз, немецкий ученый в области психотерапии.

Называется он “собака сверху” и “собака снизу”. Первая из собак основывается на жестком прессинге: угрозах, приказах, властном давлении и авторитарном поведении. Вторая – полная ее противоположность. Она действует в обход, основываясь на лжи, лести, саботаже, слезах, шантаже и других манипуляциях. При условии что обе они находятся в противоречии, то выигрывает более гибкий и хитрый – “собака снизу”. Поэтому вместо категоричных приказов ищите более мягкий и мудрый подход к своим детям.

10) Если Вы считаете своего малыша 3-5- лет совсем глупым и несмышленым, Вы ошибаетесь.

В этом возрасте кроха начинает наблюдать и запоминать поступки взрослых. Заплакал и дали конфетку, чтобы успокоить? В следующий раз кроха будет плакать еще громче.

11) Список правил и ограничений должен быть конкретным и четким.

Постарайтесь рассказать крохе об этих запретах таким образом, чтобы не вызвать у него чувства обиды и разочарования. Слишком много жестких правил отрицательно повлияет на психику ребенка. Диктатура не способствует теплым отношениям. Но и слишком мягкое воспитание к хорошему не приведет.

12) Например, основные запреты могут быть такими: нельзя драться, мучить котенка, вылезать в окно.

Этим требованиям должны следовать все неукоснительно. Также нужно объяснять почему существует тот или иной запрет. Потому что я так сказала – это не подходит. Причины должны быть понятными, например, нельзя вылезать в окно, потому что это опасно.

13) Давать пояснения, что так поступать нельзя нужно с дружеским интонациями, а не с требовательным.

Вы бы сами отнеслись негативно к собеседнику с приказным тоном.

14) Некоторые из правил должны иметь гибкость.

Если малыш хочет стрелять из рогатки,пусть делает это там, где нет людей. Если появилось желание залезть в лужу, пусть наденет резиновые сапоги.

15) Важно понимать, что непослушное поведение не выходит за границы адекватного развития.

Просто сейчас такой период. Пройдет 1-3 года и он сменится другим. Наоборот если Ваша кроха всегда молча повинуется, не проявляет эмоций, то стоит над этим задуматься. Это может быть психологическое расстройство.

Случай из практики:

На консультацию обратилась Татьяна с 4-х-летней дочкой Катюшей.

Психолог: расскажите подробнее, в чем Ваш вопрос? Татьяна: Какая-то слишком послушная у меня дочь…Никогда не могу понять ее желания и мысли. Если будет к ней какая-то просьба, делает молча. Никогда ни одного слова против. Последний раз слышала, как она громко смеялась наверное года в 1,5…Я удивляюсь, что даже при явно несправедливой ситуации, дочь не проявляет сопротивления, как другие дети. Соседка с завистью утверждает: “Чудо, а не кроха!” А я чувствую, что что-то не так. Как будто со всем уже смирилась Катя, растет с детства несчастной. Психолог: Да, Вы не зря беспокоитесь. Но ситуация вполне решаема. У Кати подавлены эмоции. Ей необходимо вспомнить, как они переживаются. Удивление, радость, злость – все это эмоции, которые мы проживаем каждый день. Для этого нужно выполнить 3 шага.

1) Близкие родственники, проживающие в доме с Катей не должны ходить напряженные и сердитые. Как будто скоро конец света настанет. Ребенок всегда копирует поведение взрослых. Как может кроха научиться смеяться, если никогда не видит этого в окружении? 2) Когда Катя шумно играет, к этому должны относиться с пониманием. Малыши никогда не шумят специально. Если взрослые все время ограничивают ребенка в проявлении чувств, со временем ребенок перестает сопротивляться. 3) Нельзя запрещать девочке выражать негативные эмоций, такие как плач, крик, злость, негодование. Если есть обстоятельства для этого, то это абсолютно нормально. Есть 2 детские игры для развития отрицательных чувств: – Малыша одевают отрицательным героем. И в костюме этого персонажа кроха может вести себя как ей хочется плохо. Если Вы поддержите ребенка и присоединитесь к игре, малыш окончательно потеряет страх быть наказанным и раскрепостится. – Участники встают в круг и бросают по очереди мяч. Тот кто бросает придумывает прозвище тому, кто ловит. Ты – сельдерей. Ты – камень. Ты – метла. Эта игра сближает людей. Если мы умеем проявлять в присутствии другого человека сильный негатив, значит он не безразличен.

Важно: Дети не хотят подчиняться не самим правилам, а тому, как это преподносится. Если Вы хотите, чтобы малыш уважал Вас и окружающих людей, сами относитесь к нему с уважением, а не как к марионетке в полной Вашей власти.

Читайте также:  Как избавиться от любовной зависимости?

16) Лучшей моделью поведения с ребенком будет доверительные отношения.

Учитесь с самого раннего возраста своей крохи быть ей лучшим другом. Тогда Вы всегда будете в курсе проблем малыша и всего, что происходит в его внутреннем мире. В отличие от авторитарного поведения в таком стиле общения кроха всегда может задать вопросы. Не опасаясь при этом навлечь гнев строгого родителя. Если нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, задавайте вопросы, типа: Ты можешь мне в этом помочь? Могу я попросить тебя собрать игрушки?

17) Когда ребенок занят другими делами, то нужно сначала привлечь его внимание.

А потом уже просить его что-либо сделать. Маленькие дети играют очень увлеченно и не слышат происходящего вокруг. Тем более не нужно кричать крохе из другой комнаты. Даже взрослые иногда не могут разобрать, что от них требуется в такой ситуации.

Чего же вы хотите от своего малыша? Естественно приходится повторять по 10 раз. А на десятый раз вы уже теряете терпение. Поэтому если малыш занят и его внимание увлечено не вами, то помогите ему закончить с этим. И только после этого обращайтесь к нему.

18) Интонация не должна быть не только чересчур требовательной и строгой, но и извиняющейся. Если вы просите ребенка что то сделать и заранее боясь его недовольной реакции как будто упрашиваете его и уговариваете, он с легкостью может проигнорировать ваши слова. Посчитав их неважными.

Какое наказание выбрать?

1) Физическое наказание

Если родители прибегают к такому наказанию, то высока вероятность рано или поздно перейти границу и начать жестоко обращаться со своим ребенком. Поэтому если у вас возникает желание дать шлепка малышу, то остановитесь, осмыслите происходящее и придумайте более адекватный вид наказания.

2) Лишение приятной вещи, которая была обещана.

Или, например, не вещи а прогулки в зоопарке. Этот способ наказания гораздо лучше предыдущего. Так как он позволяет без применения насилия указать на плохой поступок.

3) Словесное наказание.

По-началу этот способ кажется довольно мягким. Но на самом деле угрозы и унижения в ответ дают злость, подавленность, обиду. Разве вы хотите, чтобы Ваша кроха чувствовала это по отношению к Вам? Тем более в результате такого воспитания вырастает человек с низкой самооценкой. Что влечет за собой множество проблем в его жизни. Лучше наоборот хвалить малютку даже за самую мелочь, и указывать на его положительные качества.

4) Изолирование

Многие родители ставят свое чадо в угол или запирают в комнате. Этот способ достаточно хорош, но перед тем как наказать малыша таким образом стоит объяснить ему за что он это заслужил.

Читайте также:  Адаптация в детском саду

5) Физическая работа

Насильное принуждение крохи к уборке в комнате или для более старших детей к труду в огороде не очень хорошо влияет на ребенка. Работа из-под палки приводит к неправильному формированию оценки восприятия жизни. Если Вы применяете такое наказание из малыша вырастет человек, не имеющий особого желания достигать успеха в учебе или карьере.

Ошибки родителей

1) Непонимание психологии маленьких детей

У малышей очень слабая сила воли. Ее усиление наблюдается лишь при наступлении подросткового возраста. А это значит, что крохам сложно не замечать своих желаний и потребностей, фокусироваться на заданной цели. Еще сложнее преодолеть себя и вести себя хорошо, когда навалилась усталость или плохое самочувствие. Ведь именно уставшие дети больше всего капризничают и не слушаются.

Часто возникают такие ситуации, когда родителю нужна самостоятельность и помощь малыша, а он совсем не хочет выполнять просьбу. Например, мама после прогулки попросила раздеться, пока она занята младшим братом. В обычных условиях малыш легко это выполнял. Но вот когда он устал, он только капризничает и отказывается.

Как исправить ситуацию?

Только хитрости детской психологии помогут в этом случае. А именно различные соревнования, игры, сказки и другая мотивация, которая поможет малышу преодолеть трудности, набраться сил и выполнить то, что его попросили.

Что думают родители о таком поведении?

На самом деле большинство родителей вместо того чтобы мотивировать малыша и помочь ему, начинают упрекать, критиковать, проявлять недовольство. Ведь родитель думает, что ребенок поступает так назло.

2) Неумение контролировать

Так же у крох 3-5 лет недостаточно развит самоконтроль. Подумайте как следует, ведь и Вам взрослому человеку иногда бывает достаточно трудно переключиться с чего-то приятного на нужное. Например, от просмотра сериала к пробежке в парке. Именно поэтому и малыш не бежит со всех ног выполнять вашу просьбу.

Недостаточно для того чтобы вас услышали сказать 1 раз и удалиться, занявшись своими делам. Ребенка нужно проконтролировать и помочь ему переключиться от игры к Вашей просьбе. А если вдобавок мать или отец после раз сказанного и не увидев результата начинает кричать и ругаться, у малыша появляется негативное отношение к Вашим словам. И он начинает не слушаться еще больше.

Выход:

После того, как Вы дали малышу инструкции, не бросайте его один на один с ними. Просто помогите ему закончить то занятие, чем он занимался до просьбы и начать делать, то что Вам нужно. Но и это еще не все. В процессе выполнения, скорее всего чадо будет снова терять внимание и отвлекаться.

Для этого вы и должны следить и контролировать. А когда происходит переключение внимания, снова подталкивать его к незаконченному делу. Таким образом можно научить малыша последовательности – главному секрету достижения успеха. А раз испытав успех, кроха будет уверена в своих силах и к следующим вашим просьбам относиться более радостно и с энтузиазмом.

3) Неумение поощрять

Часто бывают такие случаи, когда чадо плохо себя ведет, мать или отец пытаются его образумить различными способами. И наконец малыш меняет поведение. Родитель же никак на это не реагирует, считая хорошее поведение само собой разумеющимся. Или даже произносит что-то с упреком: “Неужели ты успокоился!”

Игнорировать хорошее поведение ни в коем случае нельзя. Из-за этого кроха не получает знания о том, что правильно и хорошо, а что нет. То есть получается, когда он ведет себя приемлемо, Вы никак не реагируете на это. Поэтому ребенок и не в курсе, как нужно вести себя хорошо, так как он не получает должного внимания в этом случае.

Если же в добавок к отсутствию похвалы Вы критикуете за плохое, то все что слышит от вас ребенок – это критика. В результате у крохи формируется негативное отношение к Вашим словам, и он совсем теряет стимул вести себя хорошо.

Поэтому всегда поощряйте, хвалите за хорошее поведение. Делать это можно словом, взглядом, улыбкой. Но так, чтобы у ребенка выработалось понятие, что именно вы поощряете.

Итак, в этой статье Вы получили подробные советы, как действовать, когда Ваша кроха 3-5 лет проявляет непослушание. Обязательно применяйте их на практике, и Ваш малыш станет вести себя все лучше и лучше. Если же Вы сомневаетесь, что подходит именно Вашей крохе, мы всегда можем помочь Вам в этом.

Наши опыт и многолетняя практика в консультировании детей и их родителей помогут решить Ваши проблемы. Именно индивидуальная консультация психолога онлайн “воспитание ребенка” способна решить вопрос в максимально короткие сроки, что будет только на пользу Вашему чаду.

Поделитесь этой информацией в соц. сетях

psyconsult24.ru

Детские истерики: 5 способов избавиться навсегда

Еще не исчезла из памяти  знакомая до боли многим мамам картина: мой ребенок, едва услышав отказ срочно удовлетворить его.. нет, не просьбу, а сиюминутное требование и приказ, вместо того, чтобы попытаться договориться или принять мою альтернативу, падает на пол затылком, вопит, что есть мочи; и никакие мои действия повлиять на это безобразие и прекратить истерику не в силах. Муж, после очередной бесплодной попытки угомонить бьющееся в истерике дитя,  бросает в мою сторону укоризненные взгляды: разбаловала, мол, теперь сладу нет. Зачем моему ребенку устраивать этот показательное выступление? Что делать, когда ребенок устраивает истерику? И как помочь малышу от истерики избавиться?

Зачем он это делает? — я задавала себе вопрос в сотый раз. Да затем, что отлично понимает, что это самый легкий и надежный способ добиться желаемого или, по крайней мере, привлечь к себе внимание. И если не выдержать, поддаться жесткому прессингу умелого манипулятора и уступить, то он мгновенно поймет, что способ работает и станет прибегать к этому средству по любому поводу.

Главное — остановиться, не бежать сразу уговаривать орущее чадо. Я попыталась задуматься и посмотреть на себя со стороны. Первое мое действие – это требование немедленно прекратить истерику и успокоиться, потом – попытка пристыдить, прикрикнуть, шлепнуть. Как правило, я не добивалась ничего. Совершенно ясно, что дальше так продолжаться не может, и пора что-то менять, пока детские истерики из домашних представлений не переросли в спектакли на публике.

Детские истерики — кому это нужно?

Психологи утверждают, что детские истерики – это важный и нужный этап становления ребенка как личности. Это норма развития ребенка. Младенцы излагают свои просьбы и требования единственным способом — криком. По-другому они просто не умеют. Малыш, который еще не умеет говорить, также выражает свои эмоции криком. Ребенок растет, потребности тоже, и удовлетворение их кажется ему делом первостепенной важности. Не долго думая, он пытается приблизить момент получения желаемого самым доступным и проверенным способом  – криком. А что делать нам, родителям? Ждать, когда перерастет? Так, можно и не дождаться. Нужно уже сейчас учить малыша справляться со своими эмоциями и выражать их другим способом.

Инструкция по избавлению от детских истерик

Если уже приняли решение избавляться от истерик и всеми силами не допускать их, то уже не отступайте от него, а то непоследовательными действиями можно сделать только хуже, и все ваши воспитательные мероприятия пройдут даром. Итак, что делать?

1. Предчувствуйте истерику и вовремя переключайте внимание ребенка. Понятно, что лучше дело до истерики не доводить. То есть вовремя фиксировать момент, когда простое возмущение и недовольство может перерасти в сцену с криками и плачем. Если видите, что ребенок не в ухе, начинает расстраиваться и раздражаться, ныть и капризничать, отвлеките его внимание от собственных проблем: «Ой, смотри, какой грузовик большой проехал!», «А давай построим интересный домик из палочек! Поможешь насобирать?!», «Хочешь помочь мне со стиркой? Давай загрузим вещи в стиральную машину!» Прием отлично срабатывает на детях до трех лет. Но тут главное не пропустить момент, когда отвлечь уже не удастся! Можно еще погрустить с малышом вдвоем: обнимите его, погладьте по спинке, скажите, что вы тоже расстроились. Малыш почувствует, что вы его понимаете, разделяете его чувства, и постепенно успокоится.

2. Обязательно демонстрируйте ребенку свое неодобрение его истериками. Как только мой сын начинал очередную истерику, я прекращала все уговоры и разговоры с ним и выходила в другую комнату. Не кричала, не объясняла, не умоляла и не доказывала: это бесполезно. Во-первых, он так громко кричит, что меня просто не слышит, а во-вторых, я хотела дать ему понять, что такое поведение мне не нравится и терпеть его я не намерена. Лишившись единственного зрителя и эмоциональной подпитки, сын еще некоторое время экспериментировал с силой звука, длительностью и интенсивностью интонаций, но вскоре ему становилось неинтересно, и он приходил ко мне просить прощения и мириться. Мы даже специальный примирительный стишок придумали, зацепляли наши мизинцы друг за друга и говорили: «Мир и дружба навсегда – мы не плачем никогда!»

Внимание! Имейте в виду, что особо мнительные и тревожные малыши могут настолько глубоко войти в состояние истерики, что наличие или отсутствие зрителя никак не отражается на их поведении. Малыш уже не может остановиться и успокоиться самостоятельно, он рыдает без пауз, и безудержный плач переходит в икоту. В этом случае обязательно нужно вмешаться и помочь малышу успокоиться.

3. Если истерики повторяются постоянно, изолируйте ребенка на это время. Бывает так, что выйти из комнаты невозможно, или ребенок плачет так громко, что вот-вот разбудит и напугает младшего, поэтому лучше отвести нарушителя спокойствия в «специальное место», где крикун может вдоволь покататься по полу и покричать в свое удовольствие. Я отводила сына в ванную комнату с теплым полом, где он мог валяться и дрыгать ногами, сколько ему было угодно. Важно, чтобы в месте изоляции не было игрушек, телевизора или еще чего-то интересного для малыша. Скажите ему, что он может выйти, когда успокоится и прекратит крик и плач.  Но главное при этом и самой не нервничать. Именно ваше спокойствие поможет ребенку вернуться в нормальное состояние.

4. Учите ребенка выражать свое раздражение и недовольство цивилизованным способом. После завершения истерики поговорите с малышом на эту тему. Может, он кричит по привычке, потому что понятия не имеет, как можно выражать свой гнев по-другому. Я объясняла снова и снова, что все люди могут злиться и раздражаться. И я, и папа тоже. Но мы с папой ведь не падаем на пол и не кричим, и не дрыгаем ногами, и не бросаемся предметами, и не деремся. Скажите ему, что можно выразить словами то, что его злит и беспокоит, например: «Ух, как я зол, что не могу получить сейчас эту игрушку!» Мой сын, например, увидел, как в мультфильме «Смешарики» злится Крош и приговаривает при этом: «Ах, ты, железка!» И теперь, когда он сердится, он бубнит себе под нос: «Ах, ты, железка!» и мы все смеемся, а раздражение испаряется. В последнее время он где-то услышал выражение: «Ах, досада какая!» и теперь самозабвенно применяет его. Может, вашему ребенку понравится выражение эмоций действием: побить подушку, попрыгать, порвать старую газету. Обязательно хвалите его за цивилизованный способ выражения гнева и злости.

5. Когда ребенок устраивает истерику, всегда и везде ведите себя одинаково. Дети обожают устраивать родителям проверку на людях: на улице, на детской площадке, в магазине. А вдруг тут сработает тактика, которая «не проходит» дома? Очень важно придерживаться одной линии поведения всегда, когда ребенок впадает в состояние истерики. Он должен понять и усвоить, что ваша реакция и поведение не изменится ни при каких обстоятельствах, и своими истериками он ничего не добьется. Если малыш закатил истерику в общественном месте, уведите его из места скопления народа, по возможности найдите тихий уголок и побудьте с ним там, пока не успокоится. Наверняка найдется множество «доброжелателей», которые будут бросать на вас понимающие взгляды, а то и посоветуют что-нибудь. Особо внимательных можете спросить, сколько идеальных детей они воспитали? Если истерики происходят, когда малыш с бабушкой или няней, согласуйте с ними схему поведения. Все в такой ситуации должны вести себя одинаково и не идти на поводу у ребенка.

По прошествии нескольких недель, я заметила, что истерики у сына стали случаться реже, протекать все быстрее и легче. Я убедилась, что я на верном пути. Сын уже понял, что истерики ни к чему не приводят, но некоторое время продолжал действовать по инерции. Вскоре, он уже пытался договориться и сам предлагал мне альтернативу. Но полностью удалось избавиться от истерик лишь к трем годам, когда нервная система и психика ребенка перешла на новый этап развития. Кстати, вспомните, как вы ведете себя, когда вас накрывает волна гнев и раздражения. Если вы гремите посудой, кричите на оппонента и хлопаете дверью, подумайте, понравится ли вам тот же номер в исполнении собственного ребенка! 🙂

yoga-mama.ru


Смотрите также



© 2019 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ