РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОГОДЕТНЫХ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
СЕМЕЙ И СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
«МНОГО ДЕТСТВА»

В игре детей дошкольного возраста проявляются


Значение игры для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это пора, когда ребенок особенно отзывчив и восприимчив к творческой, игровой, познавательной деятельности. Детям очень нравится играть, и взрослым важно понять, что достигнуть взаимопонимания с ребенком можно с помощью игры, фантазии и воображения. Если родители хотят помочь ребёнку в его развитии, сохранить его психическое здоровье, то они должны любую деятельность с ребёнком превращать в игру. Играя с детьми, взрослые преодолевают свою авторитарную позицию и чувство превосходства над ребенком; развивают в себе детские черты: непосредственность, искренность, эмоциональность Игры являются средством общения ребенка с родителями — они отражают систему внутрисемейных отношений. В совместной игре детей и взрослых проявляется способность семьи к созданию атмосферы взаимной поддержки. Игра является привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью для дошкольника, она служит естественным средством самовыражения.

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. А.С. Макаренко указывал, что игра имеет тоже значение для дошкольника, какое у взрослого имеет работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Я. А. Коменский подчеркивал, что игра — это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Игра является основой для формирования познаний о взаимоотношениях между людьми. Кроме того, игра учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. В ходе игры дети могут научиться доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения, контролировать свои действия, свои желания, свои чувства; преодолевать стремление доминировать, они начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Игра является способом профилактики посттравматического стрессового расстройства, что особенно актуально для детей, переживших военные действия. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями. Играя, дети ощущают необходимую безопасность для выражения и исследования таящихся внутри чувств. Естественная реакция детей состоит в разыгрывании или обыгрывании травматического опыта, в неосознанном усилии проникнуть в его суть, преодолеть травму, ассимилировать то, что произошло, обрести чувство контроля над ситуацией. Главное, что ребенок получает в игре, — возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. В игре лучше всего создается безопасная обстановка.

Игра влияет на развитие всех познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе и правила поведения в нем. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игра закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
  2. Павлова, Н.Г. 300 + 1 игра для детей / Н.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 320 с.
  3. Москалюк, О. В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград. : «Учитель», 2010. – 123 с.
  4. Пинкеев, И. А. Русские народные игры. / И.А. Пинкеев. – М. : «Яуза», 1998. – 240 с.
  5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1978. – 360 с.

www.b17.ru

§ 3.1.Игры детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.

По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.

Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме.

Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.

Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими, дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и т.д.

И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.

Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей деятельности.

В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников.

Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого.

Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия.

Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы.

Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.

На основании проведенных экспериментов было сделано 2 вывода:

1.Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. Это и является основным мотивом в игре.

2.В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли. В младшем возрасте для детей отношение «Я – роль» еще не существует. И хотя в игре ребенок никогда не отождествляет себя полностью с тем человеком, функции которого он воссоздает в игре. Только к концу дошкольного возраста (во второй его половине), это отношение создается ребенком, находя свое выражение в ряде симптомов, которые, в общем, могут быть обозначены как критическое отношение к изображению взятой на себя роли или выполнение ролей товарищами по игре.

В дошкольном возрасте наблюдается значительное расхождение между регуляцией игрового и неигрового поведения. В игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложнейшую задачу; особенно велик разрыв в уровне игровой и неигровой производительности у детей 4-6 лет.

Организуя сюжетные игры в детском коллективе (особенно длительные) педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения.

Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих и себя. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

studfiles.net

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игры для дошкольников

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра — это особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

➤. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро­вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Виды игр для ребенка:

✏ подвижные игры,

✏ ролевые игры,

✏ настольные игры,

✏ дидактические игры,

✏ деловые игры и пр.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хро­ническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и по­вышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Са­мая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использо­вать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое.

Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.

Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.

Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок со­ответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Дидактические игры и их значение для ребенка

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Игры и конкурсы для домашнего праздника

Игры и забавы на новогоднем празднике

Игры, кроссворды, загадки и развлечения с детьми на Новый год

alegri.ru

7.Основные этапы развития игры в дошкольном возрасте.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности.  В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. Игра влияет и на личностное развитие ребенка.Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями.Возникает интерес к рисованию и конструированию.  Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития

Первый уровень:

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень:

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень:

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень:

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

studfiles.net


Смотрите также



© 2020 "МНОГО ДЕТСТВА" - РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ